Совместима ли рок-музыка с Православием?
- C. Шараков
28.04.2008 22:29
О. Александр, по поводу атрибутации рока православным согласен с Вами только отчасти. Сейчас, например, в литературоведении начинают говорить о православном романе, в то время как жанр романа получил развитие в неправославной культуре и в этом виде был принят русскими писателями. Сугубо жанровый подход страдает формализмом: по форме роман Достоевского - это европейский роман. Но ведь это очень неевропейский роман, стиль которого включает в себя категорию обратной перспективы, структура символа соответсвует христианской, картина мира в кеотором православная. То же у Пушкина, Гоголя и Лермонтова (Герой Нашего Времени). Да, рок вскормлен на африканских, шаманских ритмах - бесовщина чистой воды. Но что-то в нем есть, что позволяет православному человеку творить в его рамках. Музыка Кинчева изменилась с обретением им веры. Буквально вчера слушал его ранний концерт: радикальная разница с тем, что он делает сейчас. Раньше он рвал рану - это был языческий вопль о боли. Теперь - иное. По поводу глубины, противопогставления классики и рока. Считаю само по себе противопоставление классики и рока некорректным: классика неоднородна. Вообще ВАш пассаж о профессионалах вызвал улыбку. Это очень формальный подход к музыке (специалисты с умным видом вещают: рок - это квадрат; следовательно: группа, например, "Мумий Троль" - это рок. Но спросите любого рокера, и он скажет: попса. Значит, не только формальные музыкальные категории здесь работают. Ведь песня это синтетический жанр, рок-песня - это особый синтетический жанр. Вот с таким критерием к нему и надо подходить. По поводу последнего Вашего абзаца... Не соглашусь с Вами и здесь. Жанр жития - он какой? Он индерффирентен к Православию? Между жанрами, стилями и духовной сферой есть причинно-следственные отношения. Хотя и непрямые, хотя и не очевидные. Прилагать критерий молитвы к рок музыке, к светскому искусству вообще мне кажется неправильным. Надо воспринимать светское искуссвто как ступеньку на пути к Церкви. Если человек задумался о Боге, о вере, об истинной Любви, о своей жизни, то светское искуссвто свое дело сделало. А Кинчев, например, вызывает у меня добрые чувства. Бывает, что и душа плачет, и мир Божий люблю. и благодарность Богу, автору песни. Глубина глубиной, а вера верой и мровоощущение мироощущением. Классика ой какая разная: не воспринимаю Моцарта - отвращает; В Бахе мне не нравится этот вопль индивидуализма, воплотивишийся в полифонии; Вагнер великий композитор, но как далек он от христианства. Перечислять можно много.
|