Рождественские Чтения 2008: впечатления одного из участников

  • Волков Олег     22.04.2008 23:50

    Игорь Анатольевич, поскольку Вы отрицаете не всякие принципы, а именно принципы синергетики, по-видимому, есть необходимость пояснить о каких принципах идет речь. Я не разделяю точку зрения тех сторонников синергетики, которые считают, что явление самоорганизации объясняет не только формирование сложных макроструктур, но и их целесообразный, осмысленный характер, отменяя таким образом необходимость для этого Божественного промысла. Это утверждение не является принципом синергетики, так как не следует из результатов проводимых исследований и отражает лишь мировоззренческую установку их интерпретаторов.
    В действительности принципы синергетики сводятся к следующим утверждениям:
    1. В поведении большого класса нелинейных динамических систем наблюдается режим «динамического хаоса», то есть утрачивается связь с заданными начальными условиями, что придает им вероятностный характер.
    «Таким образом, вследствие своей чувствительности к начальным условиям фрактальные аттракторы приводят нас к необходимости пересмотра самого смысла причинности. Как мы теперь знаем, общую детерминированную связь между причиной и следствием необходимо заменить новыми свойствами, соответствующими качественному различию между устойчивыми и хаотическими режимами». (И. Пригожин, И. Стенгерс, Время, Хаос, Квант)
    «Детерминизм, долгое время казавшийся символом научного познания, в настоящее время сведен до положения свойства, справедливого только в ограниченном круге ситуаций. Кроме того, вероятности, которые Больцман считал воплощением нашего незнания, обретают объективный смысл».
    (Там же)
    2. В термодинамически больших системах, элементы которых имеют стохастический характер поведения, наблюдаются диссипативные процессы, имеющие направленный необратимый характер.
    «Возникновение хаоса на микроскопическом динамическом уровне имеет далеко идущие последствия. Именно оно является основной причиной, по которой нам приходится отказаться от традиционного описания на основе детерминизма и перейти к вероятностному описанию. В свою очередь такой переход приводит к нарушению симметрии во времени». (Там же)
    3. В замкнутых системах, не допускающих обмен веществом и энергией с окружающей средой, эти процессы приводят к достижению однородного (недифференцированного) макросостояния, имеющего максимальную внутреннюю неопределенность (энтропию).
    «Уравнение диффузии обладает нарушенной симметрией во времени. Оно описывает необратимое приближение к равновесному состоянию». (Там же)
    4. В открытых термодинамических системах в состояниях далеких от равновесия, реализуется отрицательный поток энтропии, который в ряде режимов может компенсировать и поддерживать на постоянном уровне производство энтропии диссипативными процессами. Этим режимам соответствуют различные макроструктуры, т.е. поддерживается определенная неоднородность (дифференцированость) в отдельных частях макросистемы. Стационарность этих структур обеспечивается балансом процессов диссипации, т.е. сглаживания, выравнивания, и дифференциации, вызванной интенсивным обменом с окружающей средой.
    «Таким образом, в стационарном состоянии положительное производство энтропии компенсируется отрицательным потоком энтропии: активность, производящая энтропию, постоянно поддерживается за счет обмена с окружающей средой». (Там же)
    «Под названием «диссипативные структуры» принято понимать организованное поведение, которое может при этом возникнуть, знаменуя поразительную взаимосвязь двух противоположных аспектов равновесной термодинамики: диссипации, обусловленной порождающей энтропию активностью, и порядка, нарушаемого, согласно традиционным представлениям, этой самой диссипацией».
    (Там же)
    5. При возникновении макроструктур на микроуровне в различных частях структуры наблюдается нарушение симметрии в вероятностном распределении параметров элементов системы. Иными словами возникает спонтанная когерентность их поведения и дальний порядок связей (корреляций) между ними.
    «В отличие от равновесных состояний корреляции, характеризующие сильно неравновесные ситуации, могут охватывать макроскопические расстояния порядка сантиметра или больше. Столь сильное различие в масштабах отчетливо выражает глубокое различие между равновесными и неравновесными ситуациями». (Там же)
    6. При нелинейных характеристиках источника неравновесности системы набор потенциально возможных диссипативных структур может быть достаточно широким. При этом выбор конкретно реализующейся структуры не зависит от заданных начальных условий, то есть является спонтанным выбором системы, осуществляемым на макроуровне.
    «Таким образом, сильно неравновесные необратимые процессы могут быть источником когерентности, т.е. самим условием образования огромного множества типов структурированного коллективного поведения». (Там же)
    «С одними и теми же граничными условиями оказываются совместимыми множество различных диссипативных структур. Это – следствие нелинейного характера сильно неравновесной ситуации. Малые различия могут приводить к крупномасштабным последствиям. Следовательно, граничные условия необходимы, но не достаточны для объяснения причин возникновения структуры».
    (Там же)
    А теперь сравните приведеные принципы синергетики с цитатой из прп. Максима Исповедника, использованной в Вашей книге:
    “...Бог через [ Cвой] Промысел уподобляет отдельные существа общим видам до тех пор, пока через движение отдельных существ к благобытию не объединит их произвольное стремление с [присущим им] по естеству общим логосом разумной сущности и не сделает их тождественно движущимися и созвучными друг другу и целому так, чтобы отдельные существа не имели произвольного различия по отношению к общему виду, но чтобы единый и тот же самый логос созерцался у всех, не будучи разделяем способами [осуществления] тех, в ком он равно сказывается, и пока Он не покажет действенной обоживающую всех благодать …”
    На мой взгляд здесь явно указывается на:
    во-первых, естественную свободу (неопределенность) поведения каждого элемента тварного бытия в рамках своего общего вида (произвольное стремление к благобытию);
    во-вторых, возможность объединения этих произвольных стремлений в силу наличия у них общего логоса разумной сущности;
    в-третьих, возникновение когерентности (созвучия друг другу и целому), сопровождающее принятие обоживающей всех благодати;
    в-четвертых, сохранение при этом разделения способов осуществления единого для всех частей логоса, ограничивающего впрочем произвольный характера этого различия.
    Какие же из этих принципов, по Вашему мнению, противоречат Православию?

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика