Что день грядущий нам готовит?

  • Михайлов     07.03.2008 10:16

    СЕРГЕЮ РЯБУХЕ
    Вы совершенно неуместно именуете таинство Святого Причащения «Ужином». В доказательство своей правоты вы приводите цитату из послания апостола Павла (1Кор. 11. 20). Однако эта цитата отнюдь не дает нам повода употреблять по отношению таинства термин «Ужин». Посмотрите, что пишет апостол: «Вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается» (1Кор. 11. 20-21).
    Речь идет об агапах. Первые христиане именно агапы называли вечерями любви. Агапы были братскими ужинами в прямом смысле слова. Однако таинство Евхаристии, которое совершалось на агапах, естественно никаким ужином не было. Поэтому Вы не правы, когда называете Причастие — «Ужином». Тем более, что такого наименования нет ни в устном, ни в письменном Предании Церкви. Зачем Вам оригинальничать по отношению к святому таинству?
    Вы пишите: «Если при каждом приходе будет община, можно себе представить что будут напоминать выборы епископа с сотнями претендентов. И вообще, нужны ли епископату самостоятельные церковные общины при вертикали власти существующей в нашей Церкви»? Как показывает практика древней Церкви, в нормальных общинах выборы епископа проходили вполне благопристойно. Конечно, искушения бывали, но как исключение. Ведь в нормальную общину входили вполне нормальные христиане, среди них не было места кликушам, фанатикам и хулиганам. Сотен претендентов на епископскую кафедру тоже не было. Во-первых, выбирали самых благочестивых, которых всегда было немного и которых часто приходилось еще и упрашивать взять на себя великую ответственность епископства. Во-вторых, быть епископом в древности означало быть мучеником, и к этому надо было быть готовым духовно.
    Что касается вертикали власти среди епископов, то ее в древности не было. Эту вертикаль создали византийские императоры, чтобы легче управлять церковной иерархией. Модель, созданная ими оказалась настолько удачной, что ее, немного усовершенствовав, приняли и российские императоры, и советские руководители, и современные правители России.
    Я согласен с Владимиром Бирюковым в том, что модернизировать православное богослужение с миссионерскими целями нельзя. Богослужение — это в основном внутреннее дело Церкви, а миссионерство — внешнее поле деятельности. Евхаристия ведь в древней Церкви совершалась при закрытых дверях. Таинства — для верных, а не для оглашенных. Хотя, конечно, если почитать труды по истории литургики, то увидим, что некоторые части богослужения имели миссионерский характер. Этим частям богослужения, может быть, и стоит вернуть прежний миссионерский характер.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика