Либеральные маргиналы в Церкви

  • Летописец     02.03.2008 15:01

    Красиво и честно Вы излагаете свои мысли - моё почтение!

    Однако же в отношении сребролюбия и протестантизма позвольте всё же кое-что пояснить. Насколько я понял по Вашим репликам, Вы близки в некоторой степени к методологии баптистов и к Русской Православной Церкви отношение имеете несколько отстранённое. Тогда Ваши скорбные изречения о ситуации с Православием в России и его носителями на высоком архиерейском уровне мне понятны.

    Да, священноначалие чаще всего перемещается в автомобилях иностранного производства и повышенной комфортабельности. Но ведь Вы не можете не знать, что всё это куплено не на деньги из церковной кассы - это подарено меценатами, благодетелями, как угодно их назовите. Так при чём же здесь сребролюбие? Какие квартиры, если всё священноначалие живёт в предоставленной Церковью недвижимости? В Вас, уважаемый господин Лехнов, говорит зависть и уныние, а это, как известно, тяжкие грехи! При чём здесь епископское облачение и возможность его применения в качестве аксессуаров сексуальной жизни? Вы вообще думаете, что пишете?! Господи, помилуй, эка Вас занесло в Ваших умозаключениях! Ценники, лавки, продажи... Если бы все православные несли десятину от своего заработка в Церковь, то не было бы нужды в материальных поступлениях извне. А так приходиться искать пути содержания церковного хозяйства. И если где-то один высокопоставленный архиерей вдруг шиканул при всех, устроив на свой день рождения "пир на весь мир", потратив деньги от дарителей, выставил напоказ всему городу возможности своих меценатов, то в это же время десятки других ведут тихий богобоязненный образ жизни, не прельстясь блеском от подарков. Каждый ответит за СВОИ деяния в назначенный срок безо всяких поблажек.

    И не стоит так уж восхищаться ортодоксальностью баптистов. У них другая история. Могу немного поделиться с Вами мыслями на эту тему. Возможно, текст слишком объёмен, однако парой фраз здесь точно не отделаешься. Ниже привожу фрагменты большой аналитической работы «Протестантизм и Православие», размещённой на http://waytohome.narod.ru/texts/polemika/PROTESTM.htm.

    «Духовный опыт православия и баптизма разительно отличен. И хотя говорить о чужом духовном опыте всегда и опасно и затруднительно, все же то, о чем человек проповедует, что вызывает в нем наибольшее воодушевление и искренность, показывает достаточно ясно некоторое потаенное строение его духовного опыта. Всем уже известна структура протестантской проповеди: я был атеистом и был грешником, но я уверовал во Христа и стал счастлив. Вот глава "Свидетельствовать о Боге неверующим" из "Методического Вестника для учителей воскресных школ". (Приложение к альманаху "Богомыслие". Издание Одесской библейской школы. [Союз ЕХБ] вып.4. Одесса.1991. с.18): "Процесс евангелизации значительно ускорится, если помощник директора по евангелизации научит верующих свидетельствовать о своей вере. Один из способов свидетельства - рассказ о своем обращении к Богу, который можно построить по такому плану: 1. Какая у меня была жизнь, когда я был неверующим. 2. как я осознал, что мне нужен Христос. 3.как я поверил к Него. 4. какой стала моя жизнь после того, как я принял Христа". Более в этой главе ничего нет!

    Такое ограничение круга проповеди одним лишь моментом личного обращения не случайно. Оно просто показывает отсутствие другого серьезного духовного опыта. Любая баптистская брошюра говорит о том, как побыстрее пройти путь от неверия к принятию Евангелия; традиционная православная проповедь обращается к уже уверовавшим людям и говорит о той духовной брани, которая поднимается в душе человека уже после крещения. Тончайшая аналитика душевных и духовных состояний и переживаний, опытно разработанная православными подвижниками, остается здесь и непонятной и невостребованной. Удивительно ли, что в той религиозной среде, где слово "аскетизм" становится ругательным, начали чрезвычайно успешно распространяться восточные аскетические практики?! Именно отказ от традиции христианской мистики, сведение протестантизмом религиозной жизни к сфере чисто языковой практики побуждают людей Запада искать труда для души "на стране далече" - в кришнаизме и йоге.

    Протестанты похожи на человека, который шел по улице, увидел вдруг открытую дверь храма, заглянул туда, поразился красоте, но, потрясенный, не вошел в внутрь храма, а, постояв секунду на пороге, побежал к выходу из метро, взахлеб рассказал первому попавшемуся об увиденном, и притащил его к церковному порогу. Теперь уже вместе они вглядывались в мистический сумрак храма, и - уже вдвоем вернулись к метро рассказывать об увиденном третьему... четвертому... сотому. Так и проповедуют они всю жизнь о том, как одиноко им было на улице, и как хорошо было в первый раз оказаться на том пороге... Отсутствие же молитвенной дисциплины, неумение различать духовные состояния, жизнь без Литургии и без исповеди приводят к тому, что религиозно ищущему человеку приходится постоянно возгревать себя чисто психическими приемами... Результаты, которые в конце концов получаются на этом пути, известны православной мистике. Это - состояние эмоционального опьянения, когда человек собственное возбуждение путает с касанием благодати... Во всяком случае в протестантской духовности есть одна черта, пугающая православных: понимание покаяния как всего лишь одного момента в жизни человека (поворот от неверия к вере). И как бы несовременны ни казались советы православных подвижников о покаянном смирении как необходимой атмосфере духовного делания ("держи ум твой во аде и не отчаивайся", - говорил преп.Силуан Афонский) - но неколебимая самоуверенность баптистов кажется еще более странной. В одной из брошюрок, где на двадцати страницах поясняется неправота Маркса. Дарвина, Магомета и папы римского, последние слова запали мне в душу. Автор так прощается с читателем: "Если ты, дорогой читатель, согласился с тем, что я тебе сказал, и принял Христа как твоего личного спасителя - то до скорой встречи со мною на небесах!".

    В четвертом веке преп. Макарий Египетский предупреждал о подобных искушениях: "Если же увидишь, что кто-нибудь превозносится и надмевается тем, что он - причастник благодати; то хотя бы и знамения творил он, и мертвых воскрешал, но если не признает своей души бесчестною и униженною, и себя нищим по Духу, окрадывается он злобою и сам не знает того. Если и знамения творит он - не должно ему верить; потому что признак христианина стараться таить сие от людей, и если имеет у себя все сокровища царя, скрывать их и говорить всегда: "не мое это сокровище, другой положил его у меня; а я - нищий; когда положивший захочет, возьмет его у меня". Если же кто говорит "богат я" то таковый не христианин, а сосуд прелести и диавола...". (преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. М. 1880. с.167 и 195).

    По религиозному признаку все культуры можно разделить на "сотериологические" и "гедонистические". Первые ищут спасения ("Сотириа" по греч. спасение); последний смысл человеческой жизни полагают по ту сторону смертного порога, и саму человеческую жизнь рассматривают, по слову Сократа, как "подготовление к смерти", как искусство умирать... Другие видят высший смысл человеческого бытия в том, чтобы в пределах земной жизни, безотносительно к трансценденции, с максимальным комфортом устроиться на земле. "Будем есть и пить, ибо завтра умрем" - так итожил мироощущение подобных людей апостол Павел. Можно симпатизировать одному жизненному укладу или другому - но нелогично ожидать религиозных откровений и религиозного учительства от гедонистической цивилизации.

    К первому типу культур относятся Египет и Индия, средневековая Европа и Россия. Во второго рода цивилизации живем мы сейчас...»

    Именно первоочередная забота о материальных благах здесь, на земле, в ущерб духовным дарам и возрастанию в Боге есть не что иное как подмена православного взгляда на мир на протестантское мировоззрение, это и есть обмирвщление.

    «Не стоит входить в область богословской полемики православия и протестантизма... Но следует обратить внимание на очевидный факт, признаваемый обеими сторонами: мы – разные. Это - важно, ибо нормальная практика протестантской миссии в России такова: на первой беседе объявляется, что "мы - христиане вообще", что мы в общем-то те же православные... И когда эти заверения вызовут доверие неразбирающихся в богословии слушателей, на третьей или четвертой встрече уже начнутся неброские, но настойчивые разъяснения "православных искажений". Еще несколько "библейских уроков" - и неофит уже готов врываться в православные храмы, увещевая прихожан отказаться от поклонения идолам... И это реальные факты из жизни.

    В этой ситуации в глазах внешних наблюдателей православные оказываются в заведомо проигрышной позиции. Ведь антиправославную агитацию протестанты ведут при закрытых дверях, публично демонстрируя свою открытость. Поскольку же на стадионы приходят те, кто не ходит в храмы и православный священник не может разъяснить складывающуюся ситуацию этим людям в храмовой проповеди, то, следовательно, он должен для этого использовать возможности проповеди вне-храмовой, в средствах массовой информации. В результате именно православные выглядят как забияки - а отнюдь не иностранные миссионеры, развертывающие в России тихую антиправославную кампанию.

    Поэтому, если не принимать в расчет Божий промысел, а пытаться делать чисто человеческие расчеты, можно сказать что то, какой будет религиозная карта России через десять лет, зависит от одного-единственного фактора: финансового. Та Церковь или секта, у которой финансовая подпитка будет регулярнее и мощнее, купит больше времени на телевидении, больше газет, больше чиновников... "Будут брошены все силы, миллиарды золота, лишь бы погасить пламя русского возрождения" - предупреждал еще в 1989 г. человек, не понаслышке знающий отношение протестантской Америки к России, глава Русской Зарубежной Церкви митрополит Виталий. Дезинтеграция России (а также России и Украины, России и Белоруссии, России и Молдавии) до тех пор не будет полной, пока она не станет религиозно мотивированной. Россия до тех пор будет сохранять потенции к воссоединению и возвышению, пока религиозная энергия русских будет идти в одно направлении. Именно поэтому те, кто не заинтересованы, чтобы Россия "встала и возвышалась" заинтересованы в том, чтобы христианская Россия не была едина. Ни одной конфессии (даже баптизму) не будет позволено стать действительно религией большинства, а чем больше энергии религиозных людей будет уходить на выяснение их отношений между собою, тем менее значительно будет присутствие духовного фактора в политике.

    И здесь уже человек, чувствующий хоть какую-то ответственность за пути России, должен спросить: а к чему это вдобавок к социальным и национальным конфликтам, раздирающим российское общество, взращивать и религиозный конфликт? Политик не может исходить из убеждения в том, что он живет в обществе идеальных людей. Реальность такова

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика