"Основы православной культуры" важны как прецедент...

  • Автор публикации     17.10.2006 22:46

    Дементьеву
    Интересной особенностью и интервью, и диалога в форуме, на мой взгляд, является то, что ОПК в обоих случаях пытаются рассматривать не как в значении некоего идеального проекта, а в значении практического задания: НУЖНО И БУДЕМ ДЕЛАТЬ. Да, сразу и все не получится. Да, будут требоваться усовершенствования. И все же путь, который указывает отец диакон, указывает скорее на ориентиры внутреннего развития, чем на условия практической деятельности. В том, что касается первого, перед о. Андреем раскрывается безграничное поле деятельности. Встретившись с учителями ОПК, он с полным правом может сказать: "Дорогие братья, коллеги, вы делаете замечательное и очень важное дело. Желаю вам не стоять на месте, а постоянно искать и совершенствоваться. Для меня лично большим подспорьем были работы таких культурологов, как..." Условие же, по которому введение ОПК ставится в зависимость от того, освоят ли или не освоят учителя последнее слово культурологии, является очевидно провальным. Еще на 5, 10, 15 лет людей можно отправить учиться, постигать Аверинцева и Лотмана. А что в это время произойдет со школой, с детьми, со всеми нами? Пределы совершенства, как известно, отсутствуют. Если принять логику обсуждаемой статьи "ОПК: кому это надо?", за дело можно вовсе не взяться, а все искать, постигать, сравнивать... Против чего в конце и предупреждает К.О.: "Не переживайте, совсем плохо не выйдет, особенно на фоне сегодняшнего состояния школы".

    Соглашаюсь с Вами в том, что преподавать ОПК будет стоять на передней линии огня. Но огонь по нему будет вестись вне зависимости, знает он работы Аверинцева и Лосева или не знает. Принимающие аттестацию вряд ли глубоко осведомлены в столь нетипичных для масс-образования материях, и атаковать будут по сугубо формальным поводам. Если не запастись впрок терпением и, прямо скажем, упрямством, никакие познания эффекта не произведут. Церковью в данный момент, насколько я понимаю, выражается следующая консолидированная позиция: "ОПК, нравятся они кому-то или не нравятся, должны быть осуществлены как факт, и критика отдельных сторон самого этого факта не отменяет". У Кураева никакого созвучия с данной позицией, увы, не прослеживается. Поведение типично ренегатское, что ни в коей мере не может оправдываться ни его личным авторитетом, ни профессорским статусом.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика