Таинственный венец

  • Леонид Болотин     07.10.2006 22:52

    Дорогой о ГОСПОДЕ Владимир!
    Я отнюдь не хотел задеть Вас и Ваш материал. Напротив всякое живое, народное предание о каждом храме ценно хотя бы самой письменной фиксацией, и Вы поступили совершенно правильно, что воспроизвели это предание в Своей книге о великом русском поэте Сергее Бехтееве... И сделали это так наглядно, с фотографиями.
    Может быть, несколько неловко и впопыхах я высказался не совсем тактично. Прошу ради ХРИСТА прощения у Вас и у читателей Русской Линии. Прежде чем, перейти к объяснениям, я хотел бы поблагодарить Вас за прекрасный фрагмент Вашей книги, где рассказываются малоизвестные или совершенно неизвестные православным читателям факты из родословия Царского поэта Сергея Бехтеева. Его творчество дорого мне, и я благодарен Вашим тонким наблюдениям над особенностями его поэтики, а также за духовные оценки его поэзии. Ваши слова дышат любовью и к поэту, и его творчеству, и это чувство я вполне разделяю с Вами.
    Драгоценны и сведения о родовом имении Бехтеевых и о родовом храме Преподобного Сергия Радонежского, построенном Бехтеевыми.
    И Ваша запись предания о венце на Кресте, как писательский труд, тем более подтвержденный отсылкой на пример из популярного в церковной среде издания безусловно, уместны в Вашем очерке. Но посудите сами о моих следующих соображениях. В Москве существует два храма во имя иконы БОЖИЕЙ МАТЕРИ "Живоносный Источник" — в Бибирево на улице Лескова и в Царицыно (улица Дольская, дом 2, телефон (495) 325-34-56. Бибиревский храм-часовня, новое сооружение, часовня приписана к Ризоположенскому храму в Леоново, последний действовал и в советское время, и часовню эту обслуживает Ризоположенское духовенство.
    Второй — Царицынский храм был основан еще в 17 веке, сначала он был деревянный, а с 18 века — каменный, в лоно Церкви его вернули в 1990 году. Храм в Царицыно — однокупольный. Это важная деталь, так как в рассказе Иеромонаха Тимофея фигурирует пятикупольный храм: «Описав дугообразную траекторию, он вылетает из храма и опускается на верхний конец креста главного купола 5-ти главного храма». Да Бибиревская часовня вряд ли будет о пяти главах, но я её, признаюсь, не видел, знаю только Ризоположенский храм, к которому она относится, в нем я бывал как-то в летом 1990-го или 1991 года на Патриаршей службе. Более того, подозреваю, что она была построена после 1995 года, так как в четырехтомнике у Петра Паламарчука, и в справочнике «Православная Москва» 1996 года она отсутствует. (Источники данных: Православная Москва. Справочники монастырей и храмов. М., 2001, с. 83-84, 140; Паламарчук Петр. Сорок Сороков. Том четвертый. М., 1995, с. 115-120).
    Духовенство обоих храмов — Ризоположенского и Царицинского — известные в церковной Москве люди. И случись такое чудо в действительности в Москве 1995 года, это бы на второй-третий день стало бы известно всей церковной Москве, и туда бы не иссекало паломничество, пока, согласно Вашему пересказу книжного описания, венчальный венец находился на центральном Кресте. Поверьте, для Москвы это явление экстраординарное. Но ни о чем таком я в 1995 году не слышал, хотя занимал тогда очень активную церковно-общественную позиции и постоянно бывал в разных храмах Москвы, состоя в церковном совете одного из них.
    Сейчас в Москве раза в три больше действующих храмов, чем это было в 1995 году. Сейчас информационное пространство слишком дискретно и, действительно то, что бывает в храмах на одном конце столицы, люди могут не знать на другом конце города. Но одиннадцать-десять лет назад все случаи мvроточения или слезоточения икон, случаи необычных исцелений и другие чудеса сразу же становились известны, и в те храмы устремлялись московские и подмосковные верующие помолиться святыне, от которой произошло чудо. В том числе, и я, грешный, поступал так.
    Я никак не хочу ставить под сомнение труд Иеромонаха Трифона «Чудеса последних времен», но возможно он эту историю записал с чьих то слов, а рассказчик в свою очередь её знал со слуха. Тут надо Вам, может быть, не по телефону, а у самого знакомого посмотреть странички и точные выходные данные книги, а так же посмотреть точную отсылку на конкретный московский храм, на имя свидетеля, может быть, на имя священника. Ведь священники по уставу просто обязаны фиксировать БОЖИИ чудеса и докладывать о них благочинному или в Епархиальное управление, в данном случае в Московскую Патриархию. Это могло бы просто усилить Ваш рассказ, если такое чудо в Москве 1995 года было в действительности …
    Кстати, о венце на Ризоположенском храме на Донской улице (около Шаболовки), о котором я упоминал в прошлой реплике. Петр Паламарчук пишет: «Над центральным Крестом доныне находится позолоченная корона» (Сорок Сороков, М., 1995, Том третий, с. 121), но никак, увы, не поясняет, но там в храме хранились величашие святыни — частица Ризы Господней, мощи Апостола Иакова и другие. Любопытен столпообразных храм под Подольском в Дубровицах (Московская область). Там весь единственный купол сделан как Царский Венец.
    А теперь, давайте внимательно посмотрим на фотографию центрального купольного Креста Сергиевского храма в Липовке. Позвольте мне, Владимир, такое предварительное рассуждение. Судя по размерам храма и купола, размах главной перекладины Креста около двух метров. Это он снизу кажется маленьким, но столь богато украшенный деталями Крест маленьким быть не может. Если сопоставить размах Креста и размеры Царственного Венца, то диаметр последнего по обручу составит 40, а то и 50 сантиметров. Для брачного же венца диаметр в 20 сантиметров уже великоват.
    Если бы на таком купольном Кресте был помещен брачный венец с маленьким равноконечным Крестиком на крестообразном пересечении полуобручей, эта конструкция была бы совершенно несоразмерна Кресту и едва различима в деталях с земли, даже при использовании хорошего объектива. Даже если Крест несколько меньше 2-х метров в размахе, всё равно, Царский Венец над ним не менее 35 сантиметров в диаметре. Да и осьмиконечный Крест самого Царского Венца по-любому великоват для брачного венца.
    Конечно, я не противник чудес, и не оголтелый рационалист. ГОСПОДЬ ни раз за время моей церковной жизни являл мне чудеса, плоды которых можно было не только ощущать, но и потрогать, то есть это были именно реальные чудеса. И идти против чудесного в Церкви никогда не буду. Но и к околоцерковным басням (1 Тим 1, 4; 2 Тим 4, 4; 2 Пет 1, 16), всё же отношусь настороженно, потому что атеистические, то есть враждебные нам их разоблачение может повредить душевный мiр легковеров.
    Поскольку Ваша книга о Бехтеева посвящена его биографии и поэзии, то и народное предание о храмовом Кресте, бытующее у него в родовом селе там совершенно уместно. Просто не надо заблуждаться насчет духовной авторитетности популярных церковных вроде «Чудеса в современном мiре» (есть такая серия). Нередко это — коммерческие издания, выходящие большими тиражами и приносящие соответствующие доходы. Нередко они выходят по благословению правящих Архиереев, и большей частью они содержат подлинные чудеса ХХ столетия, начала нынешнего. Но строго говоря, епархиальной цензуре эти книжки, как правило, не подвергаются, то есть факты чудес, если указаны конкретные храмы, на самом деле там не перепроверяются.
    А это важное духовное правило, которому следовало бы держаться и авторам-составителям, и редакторам, и издателям этих изданий, и Архиереям, которые дают благословение на такие издания. Вообще, по церковным правилам чудеса БОЖИИ испытуются. И ничего неблагочестивого в этом нет, потому что даже виденные лично чудеса надо испытывать на исповеди у духовника, чудеса БОЖИИ не только свидетельствуются, но и освидетельствуются, когда их предают огласке. Например, случаи мvроточения икон и святынь, исцеления и так далее.
    Потому что бывают и мнимые чудеса, даже в христианском антураже. Многие современные ведьмы-«целительницы» и колдуны держат у себя в приемных иконы и Кресты. «Исцеленные» ими люди могут думать, что они от БОГА получили исцеление, и следуют в жизни суеверным наставлением своих «целителей», а душа их оказывается плененной.
    Это, конечно, совершенно не относится к Вашему случаю, но это свидетельствует о том, что легковерие христианину не полезно, а то и вредно, с детской — чистой и простодушной верой легковерие взрослых людей не имеет ничего общего — у них разные источники.
    В этом никакой Вашей вины нет, Владимир, что Вы поместили в Вашей книге историю, услышанную Вами от учителя истории Сергея Михайловича Базыкина. Такие народные предания, связанные с конкретным местом украшают повествования. Но Ваша попытка обосновать эту народное предание ссылкой на церковный источник отличается своей неполнотой.
    И другое. Может быть, Ваши изыскания о том, почему именно храм Преподобного Сергия Радонежского в Липовке был удостоен Царского Венца на Кресте, даст Вам какой-то новый духовный материал для духовной биографии поэта и его рода. А может быть дело всё в том, что в этом храме или на его месте служил Святитель Тихон Задонский, ведь если он месяцами пребывал в Липовке он не мог не служить в это время, и именно поэтому потом, скажем, после прославления Святителя — в 19-м веке храм был удостоен Царского венца на Кресте… То есть Вам бы следовало покопаться в воронежских архивах, в подшивках епархиальных ведомостей 19 — начала 20 веков, и Вы бы вышли на какой-то интересный материал касательно Бехтеевых. Для моей же реплики Ваш материал был только поводом. И я обращался с вопросом не к Вам, а к знающим читателям «Русской Линии». И поэтому благодарю за поддержку рабу БОЖИЮ Елену. Хотелось бы все же узнать церковно-каноническую причину появлению таких символов на купольных крестах Русских Православных храмов. Поскольку Ваш материал сам по себе заслуженно привлекает читательское внимание, я рассчитывал что мой вопрос о Венце и Луне на Крестах скорее обратит на себя внимание… Простите БОГА ради, если этим «расчетом» задел Ваши авторские чувства.
    Еще раз благодарю Вас за прекрасный очерк о Сергее Бехтееве, за Ваши тонкие наблюдения над музыкальное природой его поэтики. Мой старший и давний друг, и духовный наставник Протоиерей Александр Верноподданный, по образованию музыкант и композитор, несколько лет назад написал целый цикл на стихи Сергея Бехтеева «Прости, Батюшка, протии, родненький», посвященный Святому Царю-Мученику Николаю и России. Ольга Николаевна Куликовская-Романова в девяностые годы совместно с одним Подольским храмов (РПЦЗ) выпустила книгу стихов Сергея Бехтеева со своим предисловием, и я имел некоторое касательство к этому изданию. Поэтому, я думаю, что и Вы, и читатели «Русской Линии» поймут, что моя предыдущая (признаюсь, грубоватая и поспешная, что заметно по ошибкам в ней) реплика, и нынешний более развернутый ответ Вам были продиктованы совершенно иными чувствами, не связанными с непочтением к Вам или к Сергею Бехтееву.
    Да поможет Вам в Ваших изысканиях и трудах ГОСПОДЬ БОГ по молитвам Святых Преподобного Сергия Радонежского и Царственных Мучеников Дома Российского!
    С искренним уважением всегда Ваш покорный слуга
    Леонид Болотин
    Москва, 7 Октября 2006 года по Р.Х.

    А вопрос мой к сведущим читателям «Русской Линии» остается в силе:
    Какие церковно-канонические правила регламентируют украшение купольных Крестов Царским Венцом и луной.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика