О событиях в Кондопоге
- Дмитрий Б.
25.09.2006 11:11
Простите, о.Вячеслав, но с Вами нельзя согласиться, что "никто из последующих православных отцов не взялся осуждать св. Григория", точнее его мнение. Привожу Вам цитату из статьи Юрия Максимова "Святые отцы и "оптимистическое богословие":
"Прп. Варсануфий Великий, будучи спрошен о таковом мнении св. Григория, которое он перед тем осуждал как явное отступление от православия, отвечает: "Не думайте, чтобы люди, хотя и святые, могли совершенно постигнуть все глубины Божии... Если же святой муж и говорит о вышеупомянутых мнениях, то не найдешь, чтобы он подтверждал слова свои, как бы имел утверждение свыше, но они проистекали из учения прежних его учителей, и он, доверяя знанию и премудрости их, не вопрошал Бога, истинно ли сие" (прпп. Варсануфий Великий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. М., 1995. - С. 388.). Св. Герман Константинопольский также высказался отрицательно, но с допущением при этом поврежденности творений св. Григория оригенистами: "Те, кому нравилась та нелепость, что будто для демонов и для людей, подверженных вечному наказанию, нужно некогда ожидать избавления... приступили к чистым и здравым его творениям и примешали темный и гибельный яд оригеновых бредней" (Цит. по: митр. Макарий (Оксиюк). Эсхатология св. Григория Нисского. - С. 565.). Св. Марк Ефесский, приведя обширные выдержки из св. Григория, восклицает: "Разве мы не правильно поступаем, что не принимаем на веру таковые слова св. Григория Нисского, считая их или подложными, или, если они даже и подлинные, не принимая их, как противоречащие Писаниям и общим догматам?" (св. Марк Ефесский. Второе слово против чистилища. / арх. Амвросий (Погодин). св. Марк Ефесский и Флорентийская уния. N.Y., 1963. - С. 132.). Прп. Максим Исповедник, отвергая мысль об апокатастасисе, считал, что у св. Григория этот термин "употребляется в смысле восстановления познавательных сил человека в то состояние правильного отношения к истине, в каком они вышли из творческих рук своего Создателя" (митр. Макарий (Оксиюк). Указ. соч. - С. 575.).
Общее же церковное отношение в одной фразе выразил свт. Фотий Константинопольский: "То, что у св. Григория, епископа Нисского, сказано о восстановлении (peri apokatastaseon), Церковью не принимается" (Photius. Bibliotheque, ed. R. Henry, IV vol. Paris, 1965. - P. 291a.). Не принимается вне зависимости от того, интерполяции ли это еретиков, собственные ли это мысли древнего святителя или же неправильные трактовки его настоящих мыслей. Примеров другой позиции кого-либо из Св. Отцов по отношению к эсхатологии св. Григория Нисского не известно, и это не оставляет места ни для каких спекуляций." (http://www.pravoslavie.ru/jurnal/ideas/optimistbogoslov2.htm)
Что касается "одного узкого пути". Придерживаясь таких схоластических рассуждений, даже брак можно списать на проявление Церковной икономии. Но Господь сказал: "Кто может вместить, да вместит". Получается, что даже в Евангелии не указан один путь в Вашем понимании.
Истинная узость одного пути не заключена ли в словах апостола Павла: "Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24)"?
|