Гуманизм Ивана Грозного

  • р.Б.Димитрий     22.12.2007 19:04

    У Грозного была болезнь,только не шизофрения, а одержимость.
    Очень интересно проследить за тем,как менялась его личность.
    В начале своего царствования юный Государь Иоанн Васильевич был жестоким человеком.
    Вот как описывает его Карамзин в начале царствования:"Он любил показывать себя царём, но не в делах мудрого правления, а в наказаниях, в необузданности страстей...Никогда Россия не управлялалсь хуже..."
    И это исторический факт.
    Но затем произошло чудо:"В сие ужасное время (пожар Москвы 1547 года),когда юный царь трепетал в Воробьёвском дворце своём, а добродетельная Анастасия молилась, явился там какой-то удивительный муж, именем Сильвестр, саном иерей, родом из Новгорода,приблизился к Иоанну с подъятым,угрожающим перстом,с видом пророка, и гласом убедительным возвестил ему, что суд Божий гремит над главою царя легкомысленного и злострастного;что огнь небесный испепелил Москву;что сила Вышнего волнует народ и лиёт фиял гнева в сердца людей!Раскрыв Святое Писание, сей муж указал Иоанну правила,данные Вседержителем сонму царей земных;заклинал его быть ревностным исполнителем сих уставов;представил ему даже грозные и страшные видения,потряс душу и сердце,овладел воображением,умом юноши и произвёл чудо:Иоанн сделался другим человеком;обливаясь слезами раскаяния,простёр десницу к наставнику вдохновенному;требовал от него силы быть добродетельным-и принял оную".
    Что это,как не обряд изгнания беса?
    С этого момента начинается славнейший период царствования нашего Государя Иоанна Васильевича с 1547 по 1560гг.-это и взятие Казани в 1552 году, и взятие Астрахани в 1556 году, и реформы "Избранной Рады".
    "И россияне современные и чужеземцы,бывшие тогда в Москве,изображают сего юного,тридцателетнего венценосца как пример монархов благочестивых,мудрых,ревностных ко славе и счастию государства..."-так описывает личность Иоанна Карамзин в этот период-и это исторический факт.
    Но затем царь впал во грехи и попустил вернутся бесу по слову Спасителя о бесе,который берёт с собой других семерых бесов,злейших себя и, вселившись в человека, обитают в нём."И бывает для человека последнее хуже первого".
    Это не только моя личная версия.
    Я беседовал об Иоанне Грозном с некоторыми священниками-они придерживаются такой же точки зрения.
    Разумеется,ни я,ни они не дерзаем сказать"Именно так всё и было".
    Но сказать"Так могло быть" мы вправе.
    А и никто не вправе опровергнуть эту точку зрения или,наоборот,объявить её Истиной в последней инстанции.
    Господь лишь ведает,что же было с нашим Государем...

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика