Церковь и революционные события февраля 1917 года

  • Михаил Бабкин     05.11.2007 21:33

    Г. Кремневу.

    Признаться – не понял…
    Во-первых, дайте, пожалуйста, ссылочку на моё интервью «Порталу-Кредо.ру»: я что-то не припоминаю, чтобы у нас там вообще шла речь о старо- и ново- обрядчестве…
    И сам термин «никонианский» я – честно признаюсь – не помню, чтоб я где-либо публично употреблял… (Просто термин мне не нравится: я предпочитаю говорить или «синодальная» церковь, или «патриархия»).

    Покажете мне ссылку на моё интервью – я от своих слов не откажусь. Но удивлён, что ставите мне «в вину» использование мной термина «никонианство». Общеизвестный термин…

    Вы, кстати, замечаю, «не ровно дышите» в сторону староверов, отказывая им даже в принадлежности к Церкви Божией!
    А Вы в курсе, что Поместный собор РПЦ 1971 г. снял анафемы на староверие? Не противопоставляете ли Вы себя «соборному разуму» Церкви?

    …Однако я уже стал сугубым скептиком к братии ПСТГУ. И думаю: может это ещё один, очередной «странный» случай?
    Вобщем, дайте, пожалуйста, ссылочку на моё интервью! Я хочу видеть сказал ли я или нет слово «никонианский». Сам я этого не припоминаю.

    Тем более, что Вы говорите, что я сказал термин "никониЯнской" (то есть через «Я»). А я уж так точно не говорил: просто у меня язык так не поворачивается в силу своего анатомического устройства.
    Если я и мог сказать – то только «никониАнской». Вы же настаиваете, что я сказал именно так, как пишете Вы:
    «…которую они иначе как "никониянской" не называют (то же слово употребили и Вы в интервью всем хорошо известному сайту "Портал.Кредо-ру".»

    Вобщем – я полностью Вами заинтригован! Всё – просто ОЧЕНЬ интересно!

    Для облегчениия Вам поиска по памяти привожу название интервью:
    «Духовенство не для того свергало царскую власть, чтобы её реставрировать».
    Предмет разговора был, насколько я помню, исключительно о Февральской революции 1917 г.
    (Кстати, редколлегия Портал-Кредо.ру немного подредактировала моё интервью. В силу чего там же, на форуме я вынужден был дать кое-какое пояснение. Но чтоб речь о «никониЯнстве» – уж помилуйте…).


    Второе. По поводу настоятеля Вознесенской церкви села Коломенского, священника Николая Лихачёва.
    Я в своём сборнике, как Вы, полагаю, знаете, привожу его заметку о явлении «Державной» иконы (С. 420–421).
    Однако в свете последних изысканий самих церковных авторов, появляются новые интересные материалы.

    А) В «Православной энциклопедии» об иконографическом описании подлинника «Державной» иконы, в частности, сказано следующее: «Икона (размер 141 × 86 см) выполнена масляными красками по коричневому грунту на доске с полукруглым верхом. Низ иконы был опилен (sic! – М.Б.)* на 15–20 см, вероятно, после её обретения из-за сильных повреждений доски» (Православная энциклопедия. М., Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». 2006. Т. XIV. С. 436).

    * Об истории этого «отпила» см. п. Б: из книги «Современники о патриархе Тихоне».

    Б) Об истории появления этого «отпила» существует следующее воспоминание современника – И.И. Василевского (отец которого – овдовевший священник, ставший впоследствии викарием Московской епархии, епископом Бронницким Иоанном (Василевским)): «[…] Вскоре после свержения царя один батюшка, настоятель церкви в селе Коломенском, под Москвой (sic! – М.Б.) […], копаясь где-то там – на чердаке своего храма, обнаружил, среди прочих сложенных там предметов, какую-то икону Божией Матери с Младенцем на руках. Икона эта чем-то ему понравилась, и он приспособил было для неё какой-то киот. Но так как по размерам своим она не подходила к киоту, была несколько длиннее его, то он, «ничтоже сумняся, никогоже бояся», взял ручную пилу и отхватил снизу часть доски вместе с ножками Младенца. (Уж по одному этому можно о его «культуре» судить!) Да-с! Врезав таким образом икону в киот, он выставил её в своём храме на поклонение народу […]. Батюшка назвал икону эту «Державной Царицей Небесной» […]» (цит. по: Современники о патриархе Тихоне: Сб. в 2 ч. Т. 1. /Сост. и автор комментариев М.Е.Губонин. М., Изд. ПСТГУ. 2007. С. 109, 302–303).

    Так что очень интересно получается: Вы ставите версию о. Николая Лихачёва (как, получается, «родоначальника» «официальной» версии!?) едва ли не в основание этой самой «официальной» версии…

    А тот же о. Николай Лихачёв, оказывается, собственноручно (если верить изданию ПСТБИ) отпилил ручной пилой низ «Державной» иконы, причём «вместе с ножками Младенца»!!!

    Вот оно – «альфа и омега» «официальной» версии!!!

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика