Святители Иларион (Троицкий) и Виктор (Островидов): к вопросу об отношении к декларации митрополита Сергия (Страгородского)
- Александр Ратыня
25.08.2015 21:52
Статья еще раз подчеркивает, что "Декларация" продолжает оставаться соблазном для верных чад Русской Православной Церкви. Хотелось бы верить, что это происходит от наивности или неведения автора - тогда хоть как-то можно оправдать появление подобных статей. Возможно автору неизвестно, что его статья противоречит РАЗЪЯСНЕНИЮ Архиерейского Синода РПЦ МП по поводу переговорного процесса с РПЦЗ и «Акта о каноническом общении» http://www.patriarchia.ru/db/text/141390.html В РАЗЪЯСНЕНИИ - подчеркивается, что "неправда замешана а Декларации" и от отражаемого в ней курса взаимоотношений с государством нее следует отказаться. Цитируем соответствующее место из РАЗЪЯСНЕНИЯ полностью http://www.patriarchia.ru/db/text/141390.html : «Сегодня мы можем сказать, что неправда замешана в Декларации. Декларация ставила своей целью поставить Церковь в правильное отношение к советскому правительству. Но эти отношения — а в Декларации они ясно обрисовываются как подчинение Церкви интересам государственной политики — как раз не являются правильными с точки зрения Церкви» (слова Святейшего Патриарха Алексия II).
«Как в зарубежной части Русской Церкви, так — что особенно важно — и внутри России «Декларация» расценивалась церковным народом как болезненный, трагический компромисс, но не как свободный голос Христовой Церкви».
«”Декларация” признана документом вынужденным, не выражающим свободной церковной воли».
«Как сказал в 1991 году Святейший Патриарх Алексий II, «Декларация митрополита Сергия в целом ушла в прошлое, и мы не руководствуемся ею» («Комментарий к совместному документу Комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви “Об отношениях Церкви и государства”»).
Заключительные слова этого документа («Комментария»), принятого Священными Синодами обеих частей Русской Церкви, дают совершенно определенную оценку «Декларации» митрополита Сергия 1927 года: «Отказом Русской Церкви от того курса в своих отношениях с государством, который отражен в «Декларации», открывается путь к полноте братского общения".
А вот еще одна верная и весьма нелицеприятная оценка "курса", заданного Декларацией http://www.bogoslov.ru/text/1606326.html - процитируем "Вся «церквоспасательная» деятельность Патриарха Сергия была основана на идеях изготовленной в недрах Лубянки и подписанной им известной «Декларации» 1927 г. («о лойяльности») – в целом и тогда отторгавшейся наиболее принципиально и нелукаво мыслившими как иерархами, так и простыми прихожанами, да и в наши дни достаточно явно осужденной в своей «псевдодуховной» основе нынешними архипастырями РПЦ.
Ведь после падения большевизма в России Церковью была все же сделана почти официально-соборная предварительная – вполне отрицательная – попытка оценки Сергиевой «Декларации». Так, еще в 1991 году Святейший Патриарх Алексий II заявил: «Сегодня мы можем сказать, что неправда замешана в Декларации. Декларация ставила своей целью поставить Церковь в правильное отношение к советскому правительству. Но эти отношения — а в Декларации они ясно обрисовываются как подчинение Церкви интересам государственной политики — как раз не являются правильными с точки зрения Церкви» (Цит. по: На пути к единству. Официальное сообщение о совместной работе комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. Совместные документы комиссий Московского Патриархата и РПЦЗ. Комментарий к документу «Об отношениях Церкви и государства» // «Церковный вестник» (газ.). М. № 13—14 (314—315). Июль 2005 г. С. 5).
Такова весьма нелицеприятная оценка «программы» будущего Патриарха Сергия, данная другим Патриархом – в условиях уже отсутствия большевицкого «страха иудейска»... И, приводя эти слова Патриарха Алексия II, новейший церковный документ затем комментирует их следующим образом: «…для безбожной власти православные христиане и после издания “Декларации” остались неблагонадежными и чуждыми… Она ЯВИЛАСЬ И ВСЁ ЕЩЁ ЯВЛЯЕТСЯ СОБЛАЗНОМ для многих чад Русской Православной Церкви» (Там же). И далее вновь цитируются слова Патриарха Алексия: «Трагедия митрополита Сергия заключается в том, что он пытался “под честное слово” договориться с преступниками, дорвавшимися до власти» (Там же).
Хочется пожелать автору статьи в дальнейшем учесть приведенные здесь оценки "Декларации" и множество других подобных нелицеприятных оценок. От этого будет великая польза.
|