О "православной песне", "православных фестивалях", "православных певцах и композиторах"

  • Журавлева Анна     10.07.2006 02:00

    Хочу присоединиться и сказать, что совершенно не согласна с Е. Смольяниновой о том, что православная песня никому не нужна. Да, пусть она права, пусть некий примитивизм присутствует, пусть «спасение – искушение», пусть все так. Но ведь от души все это! По моим наблюдениям зачастую людям это гораздо ближе – три простеньких аккорда под гитару - чем даже профессионально поставленный голос и высокий слог. Не случайно же преподобные отцы наши Амвросий Оптинский и Серафим Саровский говорили: «Где просто там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного». И я не дерзнула бы утверждать, что пишутся эти песни без каких-либо глубоких переживаний – об этом знает только Бог. Напротив когда слушаешь песни таких исполнителей как С.Копылова (песня о нерожденном ребенке, о калеке, о духовном отце), чудесные песни Е. Фокина (последний альбом «Светлые пути» на слова инока Всеволода), светло радостную «Господи, слава Тебе!» В. Капорина, «Александр Невский» С. Бартенева и других (можно перечислять бесконечно много), душу охватывает радостное чувство благодарности Господу, за то что есть люди, которые не зарывают и не продают свой талант, а просто дарят его другим людям, просто славят Творца как умеют, выражая свои чувства своими песнями. И утверждать, что эти песни написаны без глубоких переживаний – чудовищная ошибка! Я познакомилась с этими людьми как раз на таких фестивалях, которые так не нравятся Е. Смольяниновой , я видела слезы на глазах у людей, слушающих эти песни. И я знаю, что моя свекровь плачет, слушая иеромонаха Романа, плачу и я, и вместе с о. Романом оплакиваю и свою жизнь. Вот для меня самая лучшая оценка их творчества, даже если сотни экспертов будут говорить, что это все примитивно и непрофессионально. Конечно, песнопения церковные, и псалмы, и славословия, и молитвы – этого ничто заменить и затмить не может, но и душевная песня должна быть, а как же иначе, как без облагораживания своей души, без пищи для нее достичь духовности? И батюшки об этом же говорят. Да и не было бы ни одного фестиваля, когда б на то не воля Божия, я так думаю.

    Теперь, что касается поющих батюшек. Служение священническое начинается от Апостолов, верно? Так вот Апостол Лука был художник, и если б он занимался только своим делом, как говорит Е. Смольянинова, когда стал Апостолом, то мы никогда бы не увидели икон Божией Матери его работы. Получается так? А апостол Павел не ходил бы тогда в языческие капища просвещать язычников, а проповедовал бы строго в синагогах по субботам? Да простит меня уважаемая певица, но какая-то нелепость получается. Вот у нас в Балашихе есть батюшка – митрофорный протоиерей – он прекрасные стихи пишет, а три учительницы организовали трио «Яблонька» и пишут песни на его стихи – замечательный песни! И их все знают и любят, хотя может с точки зрения профессионалов и примитивно. Но людям другое нужно – им душевность нужна. Романсы конечно тоже душевны, но как-то по-другому. Они грусть-тоску какую-то наводят, а по св. Отцам «уныние – грех смертный». Поэтому, если я правильно понимаю, слушать романсы и как-то особенно ими восторгаться не очень-то душеполезное занятие, тем более, что воспевают они всегда почти чувства плотские, страстные…

    И еще о батюшках. В Воскресенске есть протоиерей (в 2005г. награжден протоиерейством за достойное служение) Сергий Решетников – «солнечный батюшка» как называют его люди. Он, не рассуждая на своем ли он месте, просто служит Богу и людям. Просто воспитывает шестерых детей, просто преподает в музыкальной школе деткам, просто спас от закрытия школу в с. Ачкасово и теперь занимается там с детьми, ведет общественную работу. А еще он просто поет такие же «солнечные» песни «под три аккорда». К 60-летию Победы выпустил замечательный сборник своих песен, посвящённых подвигу советского солдата и красотам подмосковной земли. И почему-то никто не смущается его выходом на сцену. А у нас в Балашихе он побывал на фестивале «СМИ Подмосковья» и спел несколько своих радостных песен, после которых на душе стало солнечно… Вот они плоды, по которым мы узнаем людей, чьи они Божью или…

    Не хотела многословить, может чего и лишнего сказала, да простит читатель меня, недостойную. Но очень горько бывает, когда возникает недопонимание в среде единоверцев, своих же братьев и сестер, хотя разномыслиям должно у нас быть и наверно мы зря смущаемся, Господь нас обязательно рассудит и верю, примирит. А столь категорично высказываться, наверное, все же не стоило бы Е. Смольяниновой, ведь она волей или неволей задела за живое многих и многих людей. Да умудрит и спасет всех нас Господь!

    P.S.P. Кстати сказать, понятие «православная песня», «православный исполнитель» по-моему сродни названию «Православный Летописец Санкт-Петербурга», в котором трудится Л. Ильюнина, беседовавшая с певицей и разделившая ее точку зрения…

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика