Николай Коняев: "Иоанн Грозный не был еретиком"

  • протоиерей Георгий Бирюков     08.11.2009 20:20

    Екатерина, про талант Гоголя я попробую объяснить так:
    в пьесе "Ревизор" Гоголь попытался обратить внимание зрителей на то, что они вместо Суда Божия боятся суд человеческий, забывая о подлинном Ревизоре Страшного Суда, пугают себя выдуманными ревизорами этого мира. Гоголь надеялся, что пошлость российской жизни рассеется, если он её высмеет. Гоголю потом пришлось дополнительно писать ключ к пониманию пьесы: "Развязку Ревизора", и объяснять подлинный замысел своей пьесы. Ревизора он определил, как "нашу проснувшуюся совесть". Любопытно, что читатели отвергли и "Развязку Ревизора", заявив Гоголю примерно так: Мы лучше понимаем смысл спектакля, чем автор, нам весело, и не надо что-то мудрёное объяснять.
    В чём талант Гоголя скрыл то, что он хотел сказать "Ревизором"? Гоголь создал необыкновенное произведение, необыкновенно смешное и обличительное. Необыкновенно интригующее. В этот проявился его талант, как художника. Зритель смотрит и до конца спектакля ждёт: разоблачат ли Хлестакова, или нет? Весь спектакль зритель смеётся над пошлостью городских обывателей. Линия обмана, линия любовной интриги... Но за этим полностью теряется задуманное Гоголем обличение пошлости российской нерелигиозной жизни, не руководствующейся Законом Божиим, не руководствующейся живой совестью.
    Пророк Иона возможно был менее талантлив, как литератор. Он просто пришёл и сказал жителям Ниневии: "Покайтесь, или погибнете!" А если бы Иона предложил ненивитянам смешной обличительный спектакль на тему их грехов? Они бы посмеялись друг над другом, поблагодарили бы Иону, но остались бы при своём.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика