"Любовь к чужому пепелищу..."
- Mucius Scaevola
22.06.2006 02:02
Петру: Под угрозой обвинения во лжи Вы требуете примеров "варварского отношения многих советских людей к немецким кладбищам"? Право же, Петр, это умилительно. Вы действительно считаете, что сплошь разграбленные немецкие кладбища в Калининраде - это всё бредни русофобов? Мне вот почему-то кажется, что на самом деле вы имеете гораздо более адекватное представление о реальности, просто полагая, что "Разрушенные немецкие могилы - ничто по сравнению с...". Но вот в том-то все и дело, что очень даже "что". Или, если более точно, все эти явления есть следствия одной причины, одной духовной болезни. Человек или имеет предсталение о святости и святынях или нет. Или носит святыню в сердце своем, или нет. И вот если носит, то чужую святыню никогда осквернять не будет. А если нет, то любые рассуждения о чем-то святом и горнем будут казаться ему в лучшем слуае благоглупостями. Человек - и в особенности русский человек - трепетно относящийся к собственным святыням никогда не посягнет на святыню чужую. Причем здесь уже не принципиально святыня ли это истории, культуры или жизни. Важен сам факт почтительного отношения к ценностям высшего порядка. А вот таковое отношение или есть или нет. В самом деле: если мы декларируем принципиальную возможность разрушения памятников историко-архитектурного значения, если мы посягаем на святыню исторической памяти другого народа и постулируем, что ее святость относительна и нисколько не заслуживает с нашей стороны почтительного отношения (эдакий ценностный релятевизм), то какое мы имеем моральное право возмущаться действиями тех сил, которые финансируют строительство в нашей стране абортариев - по той же программе "планирования семьи"? Они по совершенно идентичной схеме утверждают (подразумевают), что святость жизни наших детей относительна, и для них она не только не святость, но даже и простого уважения не заслуживает.
Тут сдвиг сознания тектонического масштаба. Или мы признаем Святыню Святыней, т.е абсолютной и непреложной ценностью, или мы провозглашаем ценностный релятевизм, утверждая,что высшие ценности понятие относительное (в пределе: у каждого свои). Или мы чтим гробы или мы их не чтим. И уже на фоне общего почтения к гробам предшественников мы можеем особо выделять и любить гробы отеческие. Не почитающий гробы как таковые никогда в действительности не сумеет любить гробы отеческие.
Вот ведь что характерно: немецкие церкви и замки на территории нашей области взрывали те же люди - носители "революционного" сознания, которые в остальной России взрывали русские церкви и подвергали поруганию уже наши национальные святыни. И совершенно логично, что для них и святость жизни была относительной (к примеру, обладатели такового сознания просто физически уничтожали людей, причем "классами").
Вот, что прежде всего следовало бы понять. Люди печалящиеся по поводу гибели Королевского замка - это не сплошь злонамеренные и продажные предатели Родины, грезящие о реванше Тысячелетноего рейха. Думаю, все больше это люди, слишком понимающие и ценящие святость неотмирных, духовных идеалов. Экстремистские перекосы с их стороны уж никак не больше экстремистских выпадов, присутствующих, к примеру, на этом уважаемом форуме. Что же до Ильи Дементьева, на которого здесь столь усиленно нападают, то как раз в его текстах обнаружить экстремизм вряд ли вообще представляется возможным - на редкость уравновешенная и достойная позиция. Вообще говоря, столь "майдановский" накал страстей слегка удивляет. Уж как-то он не сочетается с академическим статусом участников.
Возвращаясь к теме Королевского замка, представляется уместным вспомнить последовательного борца за сохранность культурно-исторических памятников Д.С.Лихачева. И его позицию, что раз уничтоженный исторический памятник к превеликому сожалению восстановлен уже быть не может: любая попытка "восстановления" будет не более чем искуственной стилизацией и вновь построенный "памятник" уже не будет памятником давно ушедшей эпохи, но лишь той, в которую он собственно и был в действительности построен. Так что сколь бы благими намерениями не питалось желание отыграть назад и вернуть замок на прежнее место, боюсь это уже объективно невозможно...
Да и как уже неоднократно отмечалось, на фоне огромного количества стремительно разрушающихся, требующих как можно скорейшей реставрации, реально существующих памятников архитектуры все разговоры о восстановлении разрушенного замка представляются необоснованными. Вот к 750-летию восстановили Королевские ворота. Возникает вопрос: а что, у нас только эти городские ворота требовали реконструкции? Остальные ворота у нас в идеальном состоянии? И ведь это только один пример...
Ложное у нас какое-то целеполагание получается... А отсюда и спор по ложным предметам.
Вместо того, чтобы ломать копья вокруг Замка, по хорошему стоило бы сосредоточится на двух вещах. Во-первых, на сохранении по мере возможности (охране и реставрации) еще уцелевших архитектурных памятников немецкого периода. И, главное, во-вторых, на наполнении города памятниками собственной культурно-исторической традиции. Не на войне с тенями предшественников надо сосредотачиваться, а на созидательной работе по реальному наполнению окружающего пространства символами собственной культуры (при почтительнейшем отношении к культуре предшественников!). Это ведь тоже следствия одной причины. Где-то вполне возможны и синтетические конструкции (вроде православных храмов в немецких кирхах), но чрезвычайно нужны и чисто русские, родные нам памятники, связующие нас с тысячелетней традицией нашего Отечества. И вот тогда возможно все вопросы сами собой снимутся и мы, наконец, перестанем втайне мучаться комплексом пришельцев на чужой земле, в чужом доме.
Но пока в этом направлении - причем в полном одиночестве! - работает только Православная Церковь.
К примеру, в Юбилей город наводнили различными монументами. Да они хороши и достойны находиться там, куда их поставили. Но вот вопрос: где же монументы выдающимся деятелям нашей собственной истории? Вот чем следовало бы озаботиться (а не, к примеру, разрушением, вновь поставленных монументов). Увы, на уровне власти этого пока не прослеживается. И ведь что характерно: не в деньгах дело: здесь весьма показателен пример с Никой, которую всерьез хотели водрузить на возводимую на площади Победы колонну. В таких ли символах нуждается наш город?
Слава Богу, что есть актор понимающий нужды города (и шире: региона). Значение возведенного в самом центре города Храма Христа Спасителя просто невозможно переоценить: вот сущностно необходимая культурно-архитектурная доминанта. Притом находящаяся в безукоризненной русской национально-религиозной традиции. Уверен, что в этом направлении и необходимо продолжать.
|