Обзор девятнадцатого номера журнала "Благодатный Огонь"

  • Екатерина Домбровская     22.10.2009 02:00

    "Вот только сам не знаю - почему я греков не люблю???"

    Боюсь, что мой ответ, как раньше в дискуссии по Никону (Рождественскому), уважаемому Николаю не понравится... Но надо ведь по честному… А вопрос интересный в духовном плане... Он сам по себе нечто фиксирует и о чем-то свидетельствует:
    1.О степени глубины и духовной специфики погружения в практику духовного делания. Тот, кто всего себя изломал и руки-ноги в этом деле отбил, будет читать Иосифа Исихаста, еще как будет! будет с ним "говорить" как со старцем, будет учиться доламывать свои ветхие руки-ноги, терпеть боль, и учиться побеждать, исходя из этого великого опыта монашеского делания. А не только тому учиться, как бы не сползти в прелесть… Хотя это и АРХИважный курс, но сопутствующий, а не основной. Потому что в прелесть всех сталкивает гордыня, а истинное делание гордыню перерабатывает в смирение.
    Когда же погрузишься в практику, только тогда и поймешь, какая трава для тебя сейчас необходимый витамин. Старинное церковнославянское Добротолюбие? Так его еще прочесть надо. И там все больше "резюме" старцы излагают, а у Иосифа - процесс. И ты укрепляешься этим витамином... Да и одни ли это «греки»? Это Афон! Это и русский Афон - вспомнить хотя бы старца Тихона, бывшего профессора Казанской ДА. И он стал "Афоном".
    2. Иногда борьба за чистоту православия застилает перед глазами подлинные божественные глубины православия и люди останавливаются на полпути, думая что идут... Многим нашим прежним старцам - Валаамским, Глинским, Санаксарским, - там, где избирался наиболее жестокий путь духовного самовоспитания, именно и был близок Афон. И они сами были не хуже, не слабее греков-исихастов. Не любить греков - это неправильно высказанная мысль. «Не любить умное делание, исихазм» - вот что на самом деле звучит в такой нелюбви. СТАРЫЙ РУССКИЙ ДУХОВНЫЙ СПОР, КОТОРЫЙ НЕ УГАС И ПО СЕЙ ДЕНЬ! Можно сказать, что именно этот спор и лежал в основе многих духовных расхождений в XIX веке (еретиков и сектантов и прочих чужаков здесь в счет не беру). Это был спор между своими. И принципиальный спор. Победили не исихасты. Россию постигла духовная, а вслед за ней и политическая катастрофа, потому что вера народа годами лишалась духовной силы и благодати из-за тех самых любителей все духовно консервировать. Плохой консерватизм. Половинчатый: не дали «фрукту», плоду человеческому войти в силу и сказали духу его «стоп! Тебе и того, что имеешь на жизнь хватит».
    Не любить умное делание, исихазм, - это духовное разоружение перед страшной битвой или во время нее. Правда, надо и исихазм понимать правильно, как предельное крестораспятие в грязных потоках пота и крови, а не как красивые рассуждения, взятые из трудов архиепископов-белоручек, написанных где-нибудь в Бельгии или Париже…
    3. Православная церковная жизнь богата разными книгами и авторами – на разное время, на разные нужды, на разные возрасты. Но нельзя останавливаться и удовлетворяться чтением (а соответственно и деланием) только тех книг, которые читали мы в духовной юности (хотя к таким книгам, как Авва Дорофей это, конечно, не относится). Нельзя ставить препоны духовному развитию и совершенствованию человека. Оно ведь и после смерти не прекратится. А читая только церковную публицистику далеко не уехать, - это и есть остаться безоружным, а думать при этом, что вооружен. И в соответствии с таковыми «доспехами» судить о многих важных вещах, которые открываются только действительно вооруженным…
    … Что же до некоторых излишних подробностей у еп. Варнавы, то они смущают все больше вот таких не вооруженных. А для чистых все чисто. Вооруженные не смущаются. Они приобретают великодушие. То, что можно, умеют покрывать любовью. А то, что вредно и чуждо – сразу обличают. А ведь и новоначальным человекам в Церкви полезно узнать и кое-что о теле человеческом: теле освященном и неосвященном. К примеру, почему у старицы Алипии Голосеевской месяцами не мывшейся и не стиравшей белья были белоснежные рубашки? А ведь так-то оно и было... Еп. Варнава чистыми руками исследует устроение всего человека - испорченного, но Божия творения. Ну, а если чуть покоробит меня, - что тоже понятно, противен человек сам себе - так можно и немного потерпеть, и читать дальше, следующую главу? А можно устраивать из это проблему. Вот бы сделать комп. томографию помыслов (зацикленным), да и показать всенародно, они бы после этого к еп. Варнаве бы уже не цеплялись, а о себе бы беспокоились.
    Такая вот у меня "защита лужина" - то есть епископа Варнавы и афонских старцев - делателей молитвы.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика