"Любовь к чужому пепелищу..."
- Дементьев
17.06.2006 21:37
Если же говорить серьёзно, то чуждые нам гробы и чужое пепелище не требуют любви, но как хорошо было бы - и с христианской, и с либеральной точки зрения, - если бы в своей передаче Вы сказали о необходимости уважения к ним. Много говорим о Королевском замке, с призраком которого начала отважно сражаться «вся королевская конница» Патриотического форума. Ваша позиция по этому вопросу обоснована и достойна уважения. Но, думается, напрасно Вы увязали её с деликатной темой нашего отношения к «чуждым гробам».
Давайте скажем честно - tete-a-tete, без третьего собеседника с немецким акцентом - отношение наше, русских в своей массе и советских по большому счёту людей к немецким могилам в Калининградской области было варварским и никак не христианским. Могилы разрушались и подвергались беспощадному разграблению, из плит делались фундаменты разных строений, на месте кладбищ создавались парки отдыха. Это тоже было, на Ваш взгляд, «историческое возмездие»? Встречались, наверное, люди, которым претил этот вандализм - те, кто не участвовал в нём. Но их голос оказался слишком слаб, чтобы предотвратить вакханалию на чужих могилах. Не здесь ли корни той грустной нелюбви к отеческим гробам? Пройдём по обычному кладбищу в Калининграде - немцы или архитектор города виноваты в том, что наши могилы зачастую - в запустении? Может быть, это немецкие реваншисты воруют цветы с наших могил? И какой контраст за рубежом, в этой распроклятой Европе. Я видел в Женеве могилу дочери Достоевского Софии. Кладбище было в центре города, но сегодня большей части могил рядовых швейцарских бюргеров уже нет, потому что кладбище сжалось подобно шагреневой коже. Но за «чуждым гробом» умершей в трёхмесячном возрасте дочери великого русского писателя женевские власти обеспечивают надлежащий уход. Неужели для нас, живущих ныне в Калининграде, нет повода устыдиться хотя бы на миг, если представим себе, что мы наделали на этой, ставшей нашей по праву, земле?
К счастью, сегодня, кажется, есть иные примеры отношения к чужому пепелищу. Вот вблизи Свято-Никольского собора в Калининграде ухаживают и за братской могилой советских воинов, павших во время штурма Кёнигсберга, и за остатками немецкого кладбища при храме. Без помпы, без саморекламы. Но сам факт сохранения двух-трёх могил, отдельных могильных камней безвестных жителей Кёнигсберга XIX века - это редкий пример подлинно христианского отношения к усопшим. Он лишний раз подчёркивает сложность проблемы - никто не заставит нас любить чужие пепелища, но без уважения к чужой могиле не получится по-настоящему уважать отеческие гробы.
|