Обзор девятнадцатого номера журнала "Благодатный Огонь"

  • Екатерина Домброрвская     05.10.2009 14:54

    Прошу прощения заранее, что длинновато. Но поскольку здесь находится место и для лирических стихов, то рискну позволить и себе дать более обстоятельное обоснование позиции непримиримости по отношению к предателям Родины, - как на деле, так и на словах.
    5. …Когда Адам был изгнан из Рая - прародины своей, Отцом Небесным ему было уготовано место для жизни - землю, от которой предстояло Адаму «со скорбью питаться» во все дни (Быт.3:17-19). «Жизнь наша на земле есть эпитимия», - писал свт. Феофан Затворник. Приговор, данный Богом нашей земной жизни, был не наказанием, но прежде всего явлением безмерной Божественной Любви. Как любящие родители, заботливо приуготовляющие все потребное для жизни в мире своего будущего младенца, так и Отец Небесный и здесь, на Родине земной уготовил Адаму и Еве все необходимое для совершения спасительного жизненного пути. И даже более того... Земная Родина, которая приняла изгнанника, была не только юдолью покаяния и плача, но и иконой Потерянного Рая и образом Царствия Небесного. Когда же потомки Адама и Каина «извратили путь свой на земле», и «земля растлилась пред лицем Божиим» (Быт.6:11-12), Господь решил истребить людей на земле потопом водным, за исключением праведного Ноя, которому повелел строить ковчег спасения и Сам же указал все пропорции, размеры его конструкции до мельчайших деталей. Ковчег для людей стал (а семья Ноя в то время и была всем человечеством) фактически временной родиной, в которой все было промыслительно устроено Богом для нашего спасения. По указанию Божию, Ноем были сделаны в ковчеге три жилья: нижнее, второе и третье (Быт.6:16). Пожалуй, нижнее жилье ковчега можно было бы сравнить с материнским лоном, - первой родиной, куда из небытия в бытие вселяет человека Сам Господь. Где Сам же о нем, немощном и беззащитном существе, и печется. «В Тебе утвердихся от утробы, от чрева матери моея Ты еси мой покровитель» (Пс. 70:6). Первое жилье ковчега – материнское чрево - было и неким отголоском утраченного рая. А роды – памятью о горестном из рая изгнании, и пророчеством, о котором речь пойдет ниже...Второе жилье ковчега знаменовало вторую человеческую Родину - земную, с которой мы были так же, Самим Господом кровно связаны, как дите с матерью Он связал пуповиной. Не потому ли и воздух Родины, и травы ее для нас всего целительнее, и даже «дым Отечества нам сладок и приятен» (А. С. Грибоедов)? А Кто дарует человеку Родину, Тот Сам же и в сердце человеческое насаждает залог прочности этого союза - любовь человека к земле рождения, к земле отцов, скрепляя человека и Родину «смертною связью». На Руси считалось, что Богу не угодишь, коли Отечеству не послужишь. Не потому ли, что не исполнив этого земного послушания своему Небесному Отцу, не исчерпав и не совершив свое земное призвание, не смог бы человек предуготовить себя к переходу в третье, самое высокое жилье ковчега?
    Наши предки почитали свою землю священной. Как «светло светлую и украсно украшенную» (Слово о покорении Батыем Рязани, ХIII век), освященную Божиими храмами, святыми иконами, крестными ходами, колокольными звонами, неусыпными молитвами и богослужениями, святыми источниками, мощами бесчисленного числа явленных и неявленных святых, землю. Вся жизнь - от рождения до гроба на этой святой земле была фактически одним непрерывным богослужением. От премудрой и глубочайшей мистики русских храмов и градостроительства, символизировавших реалии Святой Земли – как Родины Спасителя, и образы Небесного Града - Земли Обетованной, Отечества Небесного, до тончайших сторон быта, - все было подчинено одной мысли, одной цели, одному заветному чаянию, которое напечатлено в нашем Православном Символе Веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века». Но войти туда, переселиться в это третье заветное жилье ковчега можно было только «родившись свыше», от воды и Духа, преобразившись из плотяного человека (рожденного от плоти) – в человека духовного, рожденного от Духа. Об этой тайне и говорил Господь Никодиму (Ин. 3:3-7). Вот эти-то слова Господа о втором рождении и открывают нам путь к пониманию того, чем является для человека земная Родина...
    Величайший Божественный дар, плод Отеческого о нас промышления, Родина дается нам как место второго рождения. Как единственно возможная - и для каждого конкретного человека, и для народа в целом, - совокупность необходимых и достаточных условий, потребных для исцеления поврежденных греховностью наших душ. Родина даруется человеку для того, чтобы пройдя здесь, на земле свой путь в послушании воле Божией, в этих конкретных условиях, на этом месте, в этой обстановке, среди этих людей, наш внутренний ветхий человек смог стяжать это второе рождение от Духа, и стать новым Адамом. А, значит, и предуготовить душу свою для вечной жизни во Христе.
    Потому-то и своевольное оставление Родины, измена ей, или даже просто пренебрежительное, нигилистическое, нелюбовное отношение к родной земле – есть величайший грех перед Богом и величайшее из зол, которое может сотворить для своей души и человек, и народ в целом. Измена этому пути, искажение его и в судьбе одного человека, и в судьбе целого народа, влечет за собой великие скорби, тягости и беды, которые ложатся страшным грузом на плечи нескольких последующих поколений. А нередко, и ведут к прямой гибели и народ, и его Родину
    .
    Именно эту измену и свидетельствуют сегодня своим поведением и словами некоторые люди в сане, соблазняя своими богохульными речами о Родине неокрепшие души соотечественников, провоцируя их на протесты и непослушание иерархии. И в данном случае мы не должны искать им никаких оправданий. Здесь уместно только совершенно четкое обличение "от Писаний", дабы зло было пресечено таким же публичным, как и произнесение речей, покаянием.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика