Откуда идёт соблазн расколов?

  • протоиерей Вячеслав Пушкарёв     11.09.2007 10:52

    Гневаться не надо. Гнев может привести к смертному греху. Мы говорим о гипотетике, о географии происхождения соблазнов, о местах их временного проживания. Поэтому, прошу, смотрите в корень. Мне важно показать, что скоропалительная критика на младораскольников, частио бывает не справедливой или не своевременной. Мне хочется, что бы все православные поняли. что нам необходимо друг друга беречь. Чтобы все поняли, что главные враги нам мы сами. Обратите внимание.

    Какое неслыханное, даже для XX века взяточничество развели в Западных епархиальных управлениях, семинариях и академиях. Один игумен, в Даниловом монастыре (в бытность мою там паломником), рассказывал нам, что «…получить крест с украшениями можно очень быстро, нужно только знать способного архиерея и внести необходимую сумму денежных средств». В автономных церквах с этим вопросом ещё проще и «честнее». Там, разве что расценки не весят, что награждение крестом с украшениями стоит около (примерно) 600 долларов, а митра в пределах (примерно) 1000 в этих же денежных единицах. В семинариях и академиях стран СНГ (да и у нас в России), вопрос об обучении заочников ставится следующим образом: «…если вы такие умные, что уже стали священниками, то для чего тратите время и нервы на экзамены? Платите гроши и уезжайте домой спокойно. Вам, даже можно не ходить по преподавателям с бегунком и не унижаться, перед каждым лично. Отдайте всю сумму, за курс, какому-нибудь известному лицу, а он уже, за определённую плату сам обойдёт всех (тех, кто берёт) и они выставят вам оценки в зачётки. Это что, не за что?

    Возрастая телесно, мы тут же падаем духовно. Не мы ли, современные кадры Церкви сделали отъявленными взяточниками людей, которые на студенческой скамье мечтали нести свет миру? Вы, отцы предстоятели, можете прожить на 100 гривен (600 рублей) жалования, как это бывает в украинских семинариях, или даже на 3000 руб., как это есть в сибирских духовных школах (пусть вас не волнуют наши редкие доходы от треб)? А ведь это вы научили новое поколение священников «…не баловать церковных людей деньгами», а самим жить «…чуть выше среднего??? (чтобы сильно не осуждали)». Нам не интересно, на какие такие «средние» доходы приобретены десятки частных особняков, близ Троицкой лавры, принадлежащие нашим вождям? Но всё-таки…, зачем нашим вождям эти особняки? Чтобы дискредитировать нашу Церковь, наше дело? Зачем проповедникам нестяжания и скромности новейшие «Mercedes», «BMW» и «AUDI»? Неужели «Волга» или тоже «Kamri» не подойдёт для коммуникационных потребностей? Аргументы о качестве, надёжности и представительности мы уже от вас слышали, а вы слышали, как нас позорят предприниматели, к которым мы приходим (по вашему благословению) просить о помощи? Знаете, как нам там, часто, отвечают? «Пусть ваш архиерей продаст своего «мерина», как раз на всю вашу воскресную школу денег хватит». Всем известно, что «На каждый роток не накинешь платок», но всё-таки…, разве не для нас сказал апостол: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море» [Мк.9:42]. Назвать наш народ не верующим в Него, только та том основании, что он не доверяет РПЦ МП, язык не повернётся. Народ верит, хоть и по своему, а мы его искушаем. Мы, конечно, всех защищаем и оправдываем, но в душе то мы понимаем, что они правы.

    Кого мы вообще растим в наших семинариях? Симонитов двуличных или пастырей Бога Святаго? Носителей истин веры или корконосцев? Кому нужны эти семинарские корки? Богу они нужны? Лекций, у заочников, в семинариях не бывает, дело обходится голой аттестацией, которая липовая из-за самой специфики служения священников на приходах (крайняя занятость и почти полная невозможность самообразования в системе). Вместо того чтобы прочитать курс лекций и разъяснить студентам-заочникам основы и направления для самообразования, выставить «прослушал» и отпустить с Богом, этих бедолаг начинают экзаменовать (побуждать к даче взятки). Они трясутся оттого, что не знали, да ещё и забыли, теряя при этом своё нравственное, психическое здоровье и человеческое достоинство. Конечно, заочники будут на всё согласны, лишь бы не встретиться лицом к лицу со своей «тупостью» и снисходительной улыбочкой преподавателя. Так, мы ненамеренно создаём прецедент для взяточничества. Зачем? Чтобы не отставать от генеральных тенденций в государстве? Чтобы нарочито показать всем внешним, что «Церковь организм живой и развивается в контексте развития окружающей среды»? А как же наша неотмирность, которая должна довлеть добрым примером, не взирая на времена и нравы? Посмотрите, мы готовим кадры, готовим дилетантов, которые унизят церковь и оттолкнут от неё людей ищущих Бога.

    Есть внутрицерковное мнение, что, получив из рук коммунистов свободу, наша церковь пошла неправильным путем, создавая повсеместно семинарии по образцу военных училищ советского периода. Я полностью согласен с этим мнением. Теперь, по прошествии времён, стало очевидным, что все силы необходимо было бросить на союз со светским образованием, а мы эти силы и сопутствующие им финансовые средства неразумно распыляем на католическую выдумку, призванную держать священников в узде-семинарии. Убеждён, как выпускник оной из лучших периферийных семинарий нашей страны, что ни какого высшего образования в наших духовных школах (кроме Москвы и Питера) нет и в помине. Мне довелось учиться в двух светских университетах, и я могу сравнивать. Больше чем на провинциальные техникумы наши провинциальные семинарии не тянут. Качество знаний – крайне низкое. Львиную долю учебного времени занимают послушания (как эпизод воспитательного процесса???), а те учебные часы, которые всё же ведутся, заполняются плохо подготовленными лекциями вчерашних выпускников этих же семинарий, которых в своё время учили такие же выпускники. Если и есть интересные, полезные и хорошие преподаватели, так они, как правило, из приглашённых сотрудников местных ВУЗов. Внешняя дисциплина держится на системе постоянной слежки за студентами, на доносах и часовых выговорах в кабинете инспектора семинарии. А толку? Семинаристы завершают курс обучения, так и не бросив курить. Приглаженная матерная брань – частая гостья в студенческом лексиконе. Анекдоты – норма. У заочников вообще нет понятия качество знаний. А ведь, в среднем, пятилетний курс обучения на заочном отделении семинарии обходится делегирующим приходам от 25000 и до 12000 рублей. Спрашивается. Зачем козе баян за такие деньги, если она так и не научилась на нём играть?

    Семинарское образование было выходом из положения в 40-80х годах XX века, но сегодня – это прыжок в прошлое, путь к самоизоляции и понижению качества знаний. Утверждаю с полной ответственностью.

    Закрытые формы обучения, где человека «добровольно» принуждают к послушанию, это не православный путь. Когда человек научится учиться, познает грешную свободу (может, обойдётся и без этого) и потом сам себя угнетает, это православие. Смирение нельзя воспитывать через несвободу. Семинария и сопутствующая ей заорганизованность отнимают у человека возможность, к неограниченному познанию, ведь в семинариях все ограничено правилами, всё расписано и узаконено на веки. Приучаем будущих священников к человеческим рамкам. Понятно, что это защитная реакция на прошедшие расколы и нестроения. Но, увы. Это не выход. Это тоталитаризм! Это одно из главных заблуждений синодального периода. В результате, сегодня из наших семинарий выходит очень мало выпускников, способных к глубокому творческому мышлению и развитию. Они закрепощены воспитанием. Куда не глянь, при полезном церковном деле стоит добрый пастырь - прежний светский студент. Церковь, увы, не в состоянии обеспечить высокий уровень зарплат своим семинарским преподавателям, а это означает их отток из семинарий и низкий уровень преподавания. К тому же семинарское образование на уровне государства нелегитимно, не считается высшим. Пять лет пройдут, а применить их (в случае если не получится быть священником) для содержания семьи и общества будет крайне сложно. Ещё будет хуже, когда семинарии получат гос. лицензии, тогда наш попутчик-тоталитаризм легитимно войдёт в школы и ВУЗы. Мы опять всё испортим, как это уже было перед революцией.

    При всей мифологичности и массе недостатков современного высшего светского образования (в том числе и заочного), оно остаётся, несомненно, выше церковного имеющегося сейчас на перифериях. Мне видится, что будущие и настоящие священники должны учиться в обыкновенных светских ВУЗах, должны получать красные дипломы..., должны быть на слуху у преподавателей. Их должны уважать «внешние». Они должны остепеняться, а учебный отдел МП, должен конвертировать это светское образование, всего лишь с небольшим дополнением - повышением квалификации, доучивая абсорбированные (выбранные из не соблазнившихся и крепких, верных Богу выпускников) кадры литургике и церковному пению. Для этих целей хорошо подойдут факультеты теологии и религиоведения. Мы хотим, чтобы наши священники были с признаваемыми государственными дипломами. Что бы они понимали окружающий мир и его принципы, чтобы они имели хорошее классическое образование, какое имели свтт. Василий Великий, Иоанн Златоуст, блаженный Августин, Григорий Богослов и ещё многие другие наши святые учителя. Чтобы они имели педагогические навыки, допуск к работе с детьми. Что вы теперь братья скажете? Кто, кого соблазняет. Светские нас или мы светских?

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика