Откуда идёт соблазн расколов?

  • Провинциал     10.09.2007 18:48

    Причин расколов много, многие названы. Но одна из причин - вера той или иной группы верующих, что именно они находятся в вере истинной, а посему - в раскол впадают их "оппоненты". Если бы не это обстоятельство, расколов было бы значительно меньше. Так, например, "катакомбники" верили, что именно они сохранили Истину и не отступили от верности Церкви и Христу. То же можно сказать и про староверов. Есть и более сложные сравнения: РПЦ и РПЦЗ. Где Церковь истинная: по месту рождения или по сохранненному духу. И кто может сказать, это раскол или разделение одной Церкви?
    Очевидно, критериями могут служить вся полнота Учения, Предания, каноны. А также сознание в Духе Святом. Последнего мы полностью лишены, а кто ныне в совершенстве владеет всем Учением и Преданием, да еще с даром рассуждения?
    Приходилось беседовать с баптистами: они же полностью уверены, что именно они "восстановили" чистоту Христова Учения и именно их "церковь" истиннаая и благодатная.
    Существует и другой перебор: если христианин видит неправды и нарушения канонов и открыто это обличает, то его тотчас обвинят в раскольничестве, неофитстве, заговорщических планах и покушениии на Церковь. А ведь некоторые факты настолько вопиют, что и полуглухому неофиту слышны. Для неопытной (но возмущенной) души тут же могут найтись "духовные" советники из сектантов. Что важно для такой ситуации? - Важно оценить, насколько право обличение. Иначе действительно мы все разобьемся на мелкие секты и "церковки", и каждая будет считать иные раскольниками. Важно следить за чистотой соблюдения канонов. И, по-возможности, не нарушать и вековых традиций, если они не противоречат канонам.
    Для многих из нас образцом церковной жизни является дореволюционное время. Хотя это не совсем верно. Но понятно. На том бытовом уровне и тех знаниях, которые мы имеем, на том представлении своем о потерянном золотом времени. Мы склонны идеализировать дореволюционное время, сравнивая его с нынешним. Но ведь именно в то время предательство овладело большинством народа.
    Как сказал протоиерей Вячеслав Пушкарёв, " виноваты, будем только мы, то самое сообщество православных неофитов..." Один батюшка одно сказал, другой - по другому. А если и это мне не понравится найду и с третьим мнением. А где Истина?
    Выход вижу в бережном сохранении Традиции, Канонов, в спасительном консерватизме. Модернизм и технические и "технологические" новшества в Церкви ведут если не к расколу, то к разобщенности и недоверию. Например, тех же противников ИНН можно и нужно понять - они опасаются за свои души. Они - не раскольники, даже если не творят "обличение старостильных расколов". Просто у них не эта тема самая острая, да и не все способны "обличать". Они не хотят принимать ИНН. Наш Патриарх просил же учесть их мнение государственных ревнителей глобализации. Тем более, что и внутри Церкви на это существуют различные мнения, а процесс глобализации сам по себе - путь к антихристу.
    Не стоит нам отторгать своих братьев и вешать им ярлык раскольников за несогласие во взглядах на современные явления, ведь истинный дар рассуждения у немногих.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика