Крестьянский труд как самостояние
- Р.Н. Юрьев
23.06.2009 01:32
1. Кризис для Л.Н. Толстого разрешился отнюдь не "благополучно", умер он отлучённым от Церкви и был лишён даже церковного погребения. 2. Конечно, Радищев был сумасшедшим (по свидетельству Императрицы), но слово Пасха писал с большой буквы, это явно при публикации в 1952 году его "поправили". Как бы там ни было, нам не пристало его писать с маленькой. Кроме того, по свидетельству А.С. Пушкина (написавшего статью против "Путешествия..."), Радищев не знал русского крестьянства и русской жизни вообще. 3. Сисмонди мог писать относительно какого-то крестьянства, не относящегося к России: в 19 веке крестьян-собственников земли было мало, а основная часть находился в зависимости либо от собственников - бывших помещиков, которые сдавали в аренду им земли, либо от общины, которая перераспределяла с определённой периодичностью землю. Немало есть пословиц о том, что "мужик умён, да мир - дурак". В целом же - всё правильно, но важно, чтобы крестьянин был собственником той земли, на которой он работает. Без собственности (здесь речь идёт не о собственности в собственном смысле, а о неотъемлемом наследуемом владении и пользовании без каких-либо ограничений) - крестьянин превращается в арендатора. Это уже не хозяин, а предприниматель, т.к. арендатор временно пользуется чужой землёй и платит за это деньги. Ограничения в предоставлении права собственности на землю - неумны. Все спекулянты без проблем их обходят, зато для нормальных людей - это препятствие. Поэтому появление настоящего хозяина на селе возможно только тогда, когда есть полновесное право собственности. Сейчас, надо признать, мы приближаемся к этому, но уже сильно разрушена преемственность, крестьянство надо создавать заново, с нуля во многих местах. Впрочем, и с правом собственности - всё сложно: в любой момент его могут отобрать и отбирают по множеству предлогов (когда-то сохранённых вроде бы как в интересах самих крестьян).
|