Проект "Общее дело"

  • Сергей_Н     15.06.2009 21:24

    О методе.
    Он используется Церковью с первых веков христианства.
    Дневник - это инструмент, словесное средство, помогающее христианину в духовной работе.

    Св.Иоанн Лествичник повествует о виденных им у монахов в египетском монастыре носимую при поясе книжку с тем предназначением, чтобы записывать в неё помыслы и ежедневно их пересказывать пастырю.

    "Великое пособие к тому, чтобы не грешить и на другой день не впадать опять в то же, говорит Василий Великий, - есть по окончании дня подвергать себя суду совести себя самих и всё своё... Такое разбирательство каждодневное освещает и то, что бывает у нас каждочасно" Прп.Исихий Иерусалимский. Добротолюбие, т.2)

    "Пусть каждый из вас замечает и записывает свои поступки и душевные движения как бы с намерением сообщить это друг другу; и будьте уверены, что, стыдясь известности, непременно перестанем грешить и даже содержать в мыслях что-либо худое. Ибо кто, когда грешит, желает, чтоб это видели? Или кто, согрешив, не пожелает лучше солгать, только бы утаить грех? Как, наблюдая друг за другом, не станем творить блуда, так, если будем записывать свои помыслы с намерением сообщить их друг другу, легче соблюдем себя от нечистых помыслов, стыдясь известности. - Итак записывание да заменит для нас очи сподвижников, чтобы, чувствуя при записывании такой же стыд, как
    чувствуем, когда смотрят на нас, и в мысли мы не держали чего-либо худого. Если так будем образовывать себя, то придем в состояние порабощать тело свое, угождать Господу и попирать козни врага".Св.Антоний Великий:(Добротолюбие. Т.1, С.23-24)

    А вот что отвечает оптинский старец преподобный Амвросий (Гренков) на вопрос: Как себе внимать, с чего начинать?: "Надо прежде записывать: как в церковь ходишь, как стоишь, как глядишь, как гордишься, как тщеславишься, как сердишься и прочее".

    Старец Сампсон (Сиверс), наставлял своих духовных чад вести духовные дневники, говоря: "Записывание грехов - это показатель ненависти ко греху и показатель потребности покаяния, потребности очищения, а кто не имеет этой потребности, тот никогда не будет записывать, а будет отделываться только общими названиями грехов. А факты фотографически записывать он никогда не научится.
    Надо научиться видеть факты. Видеть и записывать их правильно. Помыслы, а не только акты греха. Это искание постоянного самоочищения, которое есть самосовершенствование".

    А вот что говорит о дневниках в одном из своих писем, озаглавленном позже «Советы современникам», Серафим Роуз.
    «Большую пользу духовному росту и трезвому взгляду на жизнь приносит дневник, куда хорошо записывать как выдержки из прочтённых книг, на которые вы по той или иной причине обратили особенное внимание, так и свои собственные заметки, в том числе и о своих недостатках, требующих исправления. О том, насколько это важно, ясно свидетельствует «Моя жизнь во Христе» праведного Иоанна Кронштадского».

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика