Язык и смысл: от модернизации языка к изменению веры?

  • Ф. Ф. Воронов     09.06.2009 04:20

    Уважаемый Тигран!

    Спасибо за реплику и извините за весьма запоздалый ответ. (Помимо другого, произошла компьютерная накладка и у меня потерялся текст ответа, написанного раньше. Я сейчас пишу второй раз.) Я знаю о Вас и Вашем весьма интересном сайте bibles.org.uk/ от нашего общего друга О.Х. Теперь по пунктам.

    1.
    Цитата:
      Не согласен что Вульгата "в целом близка к греческому и славянскому". Изучая Вульгату и сравнивая с греческим и еврейским текстами (а также с арамейским, сирийским, церковнославянским, древне-армянским и самаританским) я нахожу её гораздо ближе к массоретскому чем к греческому или славянскому.  


    Не могли бы Вы пояснить свою мысль и дать примеры?

    (Говоря о близости Вульгаты к греческому и славянскому я прежде всего имел в виду такую же общую структуру, связь с церковным Преданием и богослужением --- в противоположность протестантским текстам и современному еврейскому канону. Славянская же Библия --- не паримии, а Библия как целое --- местами "правилась по Вульгате". И славянская Псалтирь.)

    2.
    Цитата:
      Часть Вашего анализа насчёт "nova vulgata" несколько упрощена. Дело тут не столько в отличии текста "nova vulgata" (хотя этот факт весьма интересен сам по себе) но в более тонком вопросе "Gallican vs Hebrew Psalter".  


    Совершенно верно. Я частчно сказал об этом в примечаниях. Но вся детальная история не нужна в том приближении (или уровне разрешения -- в оптическом смысле), которое применяется в статье и соответствует ее задаче. У всех упоминавшихся там текстов (и славянского, и английских King James и Douay--Rheims) была определенная история и развитие. Однако я говорил о текстах в их современном виде, так, как они доступны современному читателю. Смысл статьи в двух вещах:

    а) что славянский перевод имеет преимущество над русским синодальным;

    б) дело не в языке как таковом; на любом языке возможна тенденциозная правка (на примере замены-подмены Вульгаты). Был еще вывод, связывающий последнее с общими апостасийными процессами.

    3. Наконец, по поводу "организованной религии". Я знаю о Вашем скепсисе на этом счет. Однако, если для Вас авторитетно Священное Писание, позвольте обратить Ваше внимание на следующее:

    а) Господь Иисус Христос сказал, что ядый Его плоть и пияй Его кровь спасется; и обратно, не ядый и не пияй, нет. Иначе говоря, необходима Евхаристия;

    б) Далее. Господь Спаситель не был просто "учителем" или "проповедником" (как пытались искажать Евангелие многие, яркий пример: граф Лёв Толстой), и Он не основал "христианство"; нет -- Он основал Церковь, которую не одолеют врата ада, где Он сам невидимо пребывает до скончания века, и т.д. и т.д. (Вы сами всё это знаете из текстов Писания);

    в) Отсюда возникает вопрос, где же та Церковь -- "единая святая и апостольская", как говорится в православном символе веры; если даже Вы его априори не разделяете, то в Евангелии уже всё о ней сказано; Господь основал не "церкви", а Церковь (одну). Где же она? Истинная Церковь необходима хотя бы для истинной Евхаристии (без которой нет спасения).

    г) Ответ простой: эта единая истинная Церковь есть Православная Церковь. Конечно, Вы можете возразить, что я так говорю, потому что сам православный, а другие могут утверждать то же про другое (например, католики -- про римскую церковь). Однако, для начала, совершенно ясно, что истинная Церковь не может быть "самоделкой" (помните глиняные черепки у Достоевского), а должна иметь историческую преемственность от апостолов. (Сегодня как раз день Святаго Духа, праздник основания Церкви.) Этим тут же откидываются все бесчисленные протестанстские секты-самоделки. Вопрос сводится к нескольким "традиционным" церквям. Далее всё решается историческим исследованием. И тут непредубежденный анализ показывает, что из всех историчесли укоренных христианских сообществ "правую веру" ("ортодоксию") в неизменном виде сохранила только Православная Церковь, а другие, как несториане; копты, сирийцы-яковиты и армяне; римокатолики и ответвившиеся от них "традиционные" протестанты вроде лютеран и англикан, -- эту апостольскую веру где-то исказили, что-то произвольно прибавили или произвольно выбросили. Посмотрите по этому поводу превосходную статью митрополита Филарета (Вознесенского), бывшего первоиерарха Русской Православной Церкви заграницей, которого многие почитают святым: http://www.rusk.ru/st.php?idar=155571. Она написана просто, кратко и ясно. Все неправославные сообщества имеют только относительное значение -- именно, относительно Православной Церкви (ближе или дальше от Нея).

    Этим вопрос об (истинной) "организованной религии" решается полностью. Как дело рук человеческих она невозможна, но как осуществление обетования Христа не только возможна, но существует и единственна. "Исследуйте Писания!", говоря словами Спасителя.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика