Два взгляда на творчество Гоголя

  • А.Пономарёв     31.03.2009 11:01

    Своя правда есть в словах о. Алекандра. И как это о. Евфимий не понимает, ЧТО такое "психологический католицизм"? По-моему, все совершенно ясно. Гоголь-Яновский как уроженец Малороссии всю жизнь выдавливал из себя хохла. А хохол, извините, это диагноз...

    Это русско-польская субкультура, и как таковая она ГУСТО замешана на подспудном католицизме. Великороссу, который никогда не живал на Окраине, это сложно понять... Например, Петр Могила есть типичный представитель малороссийского благочестия в Православии, который наверное искренне думал, что продолжает святоотеческие традиции. Теперь он месточтимый святой УПЦ. Из его Требника и Катехизиса РПЦ почерпнула много "психологии"...

    Русская северная культура в свое время получила сильнодействующую хохлацкую прививку, от которой очень долго отходила. Эта прививка состоит в том, что в аскетичный византийский тип культуры, в которой психологизм ясно осознается как отклонение от нормы, влили "дозу". Напротив, хохлацкая душа с молоком впитывает эту "поэтичность", размытость смыслов. Украинное православное благочестие очень часто "поэтично", слащаво. Сама архитектура украинных храмов, т.н. "украинское барокко", слащава, приторна.

    Гоголь таким образом есть показательное явление этой русско-польской борьбы, этого стояния на двух рубежах. Но Гоголь безусловно и русский человек, чувствовавший в себе эту врожденную склонность к психологизму, к душевности на месте духовности, и пытавшийся вырваться из ее пут. Так что о. Александр Шумский, как типичный великоросс, просто и здраво смотрящий на вещи, во многом прав. А о.Евфимий, к сожалению, проскакал галопом по Европам и ничего не заметил.

    - Я преподаю католическое богословие в Московской духовной академии, но признаться, в первый раз слышу о каком-то "психологическом католицизме".

    Это потрясающе! А между тем об этом явлении в свое время очень сильно говорил А.Лосев: - "эффектный субъективизм и психологизм [-католицизма-], соединенный с формалистической строгостью дисциплины… всегда бывали завлекательной приманкой для бестолковой, убогой по уму и сердцу, воистину "беспризорной" русской интеллигенции. В те немногие минуты своего существования, когда она выдавливала из себя "религиозные чувства", она большею частью относилась к религии и христианству как к более интересной сенсации; и красивый, тонкий, "психологический", извилистый, увертливый, кровяно-воспаленный и в то же время юридически точный и дисциплинарно-требовательный католицизм, прекрасный, как сам сатана – всегда был к услугам этих несчастных растленных душ".

    http://rusk.ru/st.php?idar=110286

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика