Неправда епископа Диомида

  • Дмитрий Б.     07.05.2007 00:59

    "Уважаемый Дмитрий, Вы приводите цитаты св.отцов, относящиеся к католицизму. Но нельзя же сказать, что католики совсем не знают Христа."

    Уважаемый Алексей, я привел цитаты Святых Отцов, чтобы показать их отношение к католикам как к еретикам сравнимых с арианами, а не просто раскольникам, каковыми их пытаются преподносить в наше время. Святые Отцы не оставляют надежды на спасения всем, находящимся вне Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, и всем, держащимся неправоверия.

    Про язычников. Еще раз приведу высказывание святителя Игнатия Брянчанинова: "Признающий возможность спасения без веры во Христа, отрицается Христа и, может быть неведая, впадает в тяжкий грех богохульства", - чтобы наши размышления не вышли за эти рамки.

    Апостол Павел по толкованию блаженного Феофилакта Болгарского говорит (Рим.2) о благочестивых язычниках живших до Христа ("Мелхиседек, Иов, ниневитяне") или во время ("наконец Корнилий", которого уже крестил апостол Петр по прямому повелению Господа). Живущие же после Христа не могут спастись законом (по словам святителя Иоанна Златоуста Апостол различает три закона: "Есть закон естественный и есть закон писаный; но есть и средний между обоими - закон от дел"): "Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер" (Гал.2,21).

    Преподобный Нектарий Оптинский видимо говорит не о спасении язычников (пребывании в Царстве Божием, Царстве славы), а о том что некоторые из них могут не подвергнуться наказанию, что хорошо объясняется святителем Григорием Богословом: "Совершенно презирающие [Крещение] хуже невоздержных и нерадивых [о Крещении]; а последние хуже тех, которые по неведению или по принуждению лишаются дара [Крещения], ибо сделанное по принуждению есть не что иное как невольное прегрешение, и думаю, что одни потерпят наказание как за другие пороки, так и за презрение Крещения. Другие же хотя потерпят наказание, но меньшее, потому что не столько по злонравию, сколько по неведению не получили Крещения. А последние не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя не запечатлены, однако же и не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий, недостойный наказания, достоин уже и чести; равно как не всякий недостойный чести достоин уже наказания".

    Приведу еще цитаты Отцов о вере и Церкви:

    ПРЕПОДОБНЫЙ АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ

    Не погреши в вере, чтоб не прогневался на тебя Создатель наш: кто не содержит правой веры, тот приуготовляет пищу неспящим червям и жертву князю темниц адских; дух его чужд жизни вечной; он - явный отступник от Бога.

    СВЯТИТЕЛЬ АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ

    Иже хощет спастися, прежде всех подобает ему держати кафолическую веру, ея же аще кто целы и непорочны не соблюдет, кроме всякого недоумения, во веки погибнет.

    СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ

    По важности веры в деле спасения, и грехи против нее имеют особенную тяжесть на весах правосудия Божия: все они смертные, то есть с ними сопряжена смерть души, и последует им вечная погибель.

    СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ИОАНН КРОНШТАДСКИЙ

    Иже весь закон соблюдет, согрешит же во едином, бысть всем повинен [Иак. 2, 10] - это как в нравственном, так и в догматическом отношении. Кто всем истинам здраво учит, да погрешит в одной какой-либо, тот против всех виноват или против единой нераздельной в существе своем Истины, против Господа Иисуса Христа, рекшего: Аз есмь истина [Иоан. 14, 6]. Почему? Потому что Бог есть простое, хотя и бесконечное Существо. Мерзость Господеви и один помысл неправедный [Притч. 15, 26]. Погрешающий в истине догматов погрешает против Того, Кто сказал о Себе: Аз есмь истина.

    СВЯТИТЕЛЬ КИПРИАН КАРФАГЕНСКИЙ

    Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноева.

    Вне Церкви не может быть ни христианской жизни, ни христианского учения. Тому, кто не придерживается единства Церкви, нельзя думать, что он сохраняет Веру. Враг изобрел расколы и ереси, чтобы ниспровергнуть Веру, извратить Истину, расторгнуть единство. Служители его возвещают вероломство под предлогом Веры, антихриста под именем Христа и, прикрывая ложь правдоподобием, тонкой хитростью, уничтожают Истину.

    Тот не может иметь отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь. Еретики не могут быть христианами. Еретик, кто бы и какой бы он ни был, он не христианин, как сколько он не в Церкви Христовой. Как может быть со Христом тот, кто не находится в Церкви Его?

    БЛАЖЕННЫЙ АВГУСТИН

    Спасется только тот, кто имеет главою Христа, а имеет главою Христа лишь тот, кто находится в Его теле, которое есть Церковь.

    СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ЗЛАТОУСТ

    Принадлежит спасение (совершенное Спасителем) одной лишь Церкви. И никто не может вне Церкви и веры ни быть сообщником Христу, ни спастись. Зная это, мы понимаем, что спасение всего мира совершается не от дел Закона, но во Христе и безбожным ересям не оставляет никакого основания для надежды, (...) так как они не имеют ни малейшего общения со Христом, но тщетно прикрываются спасительным именем ко вреду и обману тех, кто больше обращает внимания на название и внешность, чем на истину. Итак, пусть никто не отрывает от Христа того, что было издревле, пусть никто не думает, что кто–либо из живших прежде мог спастись без Христа, а тех, кто в наше время переиначивает и извращает истину, кто устраивает лишь суетное и ложное подобие Церкви, чуждое Христу и Истине, тех пусть никто и не именует христианами, и не поддерживает общения с ними; да это и невозможно, потому, что не выносится из священного дома жертва и не предлагается для общения находящимся вне его.

    СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК

    Говоря о решительной для спасения необходимости состоять в живом союзе с Церковью, я разумею под Церковью не всякую без разбора церковь, носящую имя христианской церкви, а Единую истинную Церковь, Святыми Апостолами основанную Церковь и доселе хранящую все, чрез них в ней богоучрежденное, - каковою Церковью есть наша Святая Православная Восточная Церковь, - и кроме нее никакая.

    СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ

    Держись за Церковь – столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15) – и спасешься; вне ее погибнешь, потому что вне ее – лесть диавольская.

    Спасение наше в Церкви, как в ковчеге Ноя, и нигде больше. Если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18, 17). Церковь - мы, тело Христово, и Он Христос, Спаситель тела; мы - члены тела Его, от плоти Его и от костей Его (Еф. 5, 30). Дух Святый - Кормчий словесного корабля, Церкви. Только в Церкви, как в Ноевом ковчеге, можно спастись. Благочестивый Корнилий сотник был язычник, молившийся всегда и творивший милостыню, наставлен был ангелом позвать апостола Петра и от него услышать слово спасения и получить крещение со всем домом. Знаменательно.

    ПРЕПОДОБНЫЙ МАКСИМ ИСПОВЕДНИК

    Я не желаю чтобы еретики мучались, и не радуюсь их злу. Боже сохрани! — но сугубо радуюсь их обращению. Ибо что верным может быть милей, нежели видеть рассеянных чад Божиих собранных воедино. Я не потерял рассудок, чтобы советовать ценить немилосердие выше человеколюбия. Напротив, я советую со вниманием и усердием творить добро всем людям и всем верным быть всем для нуждающихся. Но при этом я говорю: нельзя помогать еретикам в утверждении их безумных верований, здесь нужно быть резким и непримиримым. Ибо я не называю любовью, но человеконенавистничеством и отпадением от Божественной любви то, когда кто-либо утверждает еретиков в их заблуждении на их неминуемую погибель.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика