Свои среди чужих: аспекты православного воспитания
- Рогозянский
13.03.2009 16:54
Фух, Наталья, милая... Если просто взять и сравнить речевые конструкции Ваши и Марии Сеньчуковой с тем, о чем вам говорят... Вы же сами не понимаете половины из своего же. Не обижайтесь. Вам вероятно кажется, что одним произнесением слова "реальность" Вы уже что-то там решаете и заклинаете. ///Как бы Вы не бежали от реальности (боюсь, что именно этим Вы и занимаетесь), она Вас настигнет. Нравится это лично Вам или нет, но будущее будет разительно отличаться от идиллической картины какого-то 16 века, к жизни в котором Вы готовите своих детей///. Этим Ваш оппонент, разумеется, должен быть сражен наповал. Скажу Вам, что это не мышление. Это кружение по психическим меткам, плюс фигуральности: "Бежать от реальности", "разительно отличаться", "идиллия 16 века", "лишаете свободы". Ну нельзя же так. Если реальность, то должна быть реальной. Вплоть до "пощупать". В самой элементарной логике, "на пальцах" объясните мне, а лучше себе, попробуйте, что к чему. Ну вот ребенок. Ему 5, 7, 10 лет. Пока этого хватит. У него душа поет, он любит быть с мамой, читает, интересуется, пробует. Это не реальность? Почему реальность его детства должна становиться менее реальной от того, что в обществе есть своя реальность? Это музыка, дайте этой музыке исполниться. Такого продуктивного, творческого, открытого времени больше не будет. Как это не ясно? Ребенок на всё окружающее смотрит открыто до тех пор, пока его родители рядом и обеспечивают необходимый "синхронный перевод" с социального на детский. Поместите ребенка в гущу общественных связей - и вся открытость куда денется. Начнется сложное кодифицирование поведения, в т. ч. и родительского в глазах ребенка. Детское творчество пока еще неспособно на настоящую диалектику в восприятии общества, особенно на диалектику в этике. Основной мотив для него - утверждающий, а не выбора, аналитики или критики. От критики в данном возрасте личность ребенка сразу теряет, как бы к земле прижимается. А между тем у нас дети этого возраста, до 10-11 лет, уже вовсю погружены в социальное и по нему изучают "мудрости жизни". Их детство прервалось. "Искусственное прерывание" всего - творчества, познания, проб и т. д. Вы оправдываете это какими-то будущими выгодами - попробуйте разберите и покажите "на пальцах", какие это будут преимущества. И причем здесь 16 век. То же самое, семья. Чем не реальность? Почему семье постоянно вытягивать шею, как у жирафа, пытаясь отслеживать, что там творится вовне, в обществе? Разве у семьи кроме этого не может быть никакого иного внутреннего смысла? Почему семья - это обязательно сообщающийся сосуд, а не плавательный круг, футбольный мяч или, скажем, аэростат, которые начинают жить благодаря поддержанию в себе повышенного внутреннего давления? Семья - это такая же реальность. Два человека, супруга, приходящие к общему мнению по разнообразным вопросам - это реальность не меньшая, а гораздо большая, я Вас уверяю, чем реальность общественных связей. Эти люди определяют и составляют общество, а не общество определяет и составляет нас. То, что оболочки многих семей сегодня разомкнуты и не могут держать в себе повышенного давления, - вовсе не догма и не доказательство, что только так и возможно. Два человека, супруги в семье способны замечательно создавать и поддерживать тот или иной уклад. Который и будет их реальностью. Это так! Семья богозданна, она обладает подобными правами на создание реальности. В отличие от многого, что на пустом месте раздувается в обществе. Если для вас семейная реальность - не реальность, то это означает всего только, что вы от нее по своей воле отказываетесь. И заполняете семью чем-то извне. Если отец и мать по совести и сердцу воспитывают своих детей каким-нибудь образом, то этим они творят реальность, а совсем не бегут от чего-то такого, что безусловно важнее, сильнее и объективнее их самих. Такое воспитание обосновано и укоренено в реальности уже потому, что оно есть плод совести и любви. В обществе много ли того, что прочнее и что основано на совести и любви? Нужно понять, что в обществе нет ничего безусловно важнее, сильнее и выше нас самих. В обществе. На небесах и в Церкви есть. А в обществе нет. И только."сдувая камеру семейного аэростата", спуская флаг на башне, мы начинаем катастрофически нуждаться в общественной реальности как хоть каком-нибудь, относительном заполнении осевшей и деформировавшейся оболочки. Также и Церковь. Дурной тон и бессмыслица, на мой взгляд, начинаются уже с того места, когда Церковь или верующего или семью призывают "считаться с реальностью". Господи Боже мой, думаешь, да хоть что за цаца такая? Что ни в христианине, ни в семье, ни в Церкви ее нет, а где-то. И всё лови ее, лови, лови. Будто синюю птицу. Мое впечатление от этого, что тема изрядно химеризована. Своя мифология, страхи, масса всего табуированного, за рамки которого массовое сознание - ни-ни. Даже рассуждать - ни-ни. Такое время.
|