Свои среди чужих: аспекты православного воспитания
- Рогозянский
09.03.2009 10:59
Я исправлюсь, обещаю. Речь в общем даже не о воспитании, а о том, как мы мыслим. Мышление примечательное и стоит того, чтобы его со стороны увидеть. Оно находит опасности там, где их нет, и не находит, где они есть. Меня недавно вот спрашивали, не боюсь ли я: две моих дочки-погодки растут вместе и подругами не интересуются - так не боюсь ли я, что они вырастут и будут друг к другу "слишком привязаны". Это беда, конечно, я понимаю, надо бы по двум разным школам в целях профилактики разбросать, тогда будут, как все, без привязанности. Понимаете, там где всегда была теплота, открытость, интимность, доверие - это теперь расценивается, как сигнал опасности. Всё в головах перевернулось. Наоборот, безопасно и легче принять родителю в своем чаде такую... яйцеголовость, когда хоть кол на голове теши и ничем не проймешь. Это значит "в курсе" и выживет. Типа: "я еще не знаю, мой ли это путь: семья и дети..." Тем самым, что у нас получается. Перед нами способ, как хорошо и надежно блокировать нравственное сознание. Оно не нужно, а то будешь мучиться. Христианское сознание. Человек принимает снотворное или надевает специальные очки, через которые не видно траншеи под ногами, зато хорошо видны особенности пейзажа на той стороне. Например, израильские ультраортодоксы. Или чей-то невоспитанный ребенок, который не ходит в школу. И потом удивляется тому, что с ним случается. Сидит на дне траншеи, потирает натруженные места и недоволен, как же так, Православие ему не помогло. Думаете, откуда еще декадентство? Оно сформировано ОПЫТОМ СВОЕГО БЕССИЛИЯ В ВЕРЕ. Мы же чувствуем, что что-то не так. Что пустота на месте, где пустоты для православного быть не должно. Вот если бы наш брат боролся (за детей в данном случае), понимал, где его передовая, и какого масштаба задачи по силам - т. е., имел реалистичную картину христианского действия - мы бы наверняка не имели сейчас такой картины уныния и разброда. Всех этих политправославных, кураевых, евмениев, митрофановых. Пещеры и Диомида кстати тоже бы не имели. Потому что крайности - они оттого, когда не понимаешь, что с этим безобразием можно делать. Понимаете, православная теория себя опытно подтвердила бы. Педагогика по святым отцам вполне определенно рассматривает мирскую жизнь, соблазны и ни за что не согласится разменять главное - чистоту души, ни на какое там "в курсе". Тем более, детской души чистоту. Так вот, эта педагогика дала бы нам здоровую молодую поросль, на которую не действовали бы все эти закономерности, вроде "найди свою любовь жизни и разведись через полгода" или "где бы не работать, лишь бы не работать". Она шла бы дальше, эта молодежь, чем их советские родители. Напомню, что изначально, в 90-х так оно и планировалось: мы люди испорченные, но зато в православных семьях вырастут дети, которые с самого мальства освящены в вере, и они окажутся лучше нас. Чувствуете? Круг замкнулся бы, как в школьной задаче: "дано", "требуется доказать", доказательство - результат. Потрудились - получили. Что может быть лучше? Каждая такая семья, которая СМОГЛА, у кого ПОДТВЕРДИЛОСЬ и которая шутя, без затруднений идет через заморочки большинства, вытягивала бы за собой двадцать других. А не так, как сейчас, мы друг друга тянем в траншею своим "реализмом". Как Олег пишет. Скажете, нет, не бывает? Да как же, есть, еще как есть. Люди творят жизнь, предпринимают, пробуют, а не тащатся на веревке. И кстати у движения многодетных неверующих или у тематических сообществ (этно, "школа своего дела", поисковики или, не знаю, хоть свой зоопарк домашний разводи - только не бухайся в эту тоскливую массовость) можно бы поучиться. Просто, мне кажется, они не комплексуют по поводу своей "не таковости, как все", а православные комплексуют. И всё отдали бы, чтобы только не выделяться. Воскресная служба - и баста. Затихарились по школам-работам. Очень убедительная проповедь своей веры, конечно. Множество желающих будет жить, как мы живем.
|