Свои среди чужих: аспекты православного воспитания

  • Вера.     07.03.2009 02:34

    "Тогда и Бог непременно поможет."

    http://lib.eparhia-saratov.ru/books/03v/veniamin/paternoster/contents.html

    Митрополит Вениамин (Федченков)
    Молитва Господня

    «Мы, современные люди, так стали эгоистичны, самолюбивы, что и не задаёмся даже такой мыслью, чтобы молиться за всех. Каждый живёт сам по себе и для себя. Эта "самость" наша есть главное зло в мире. Всё - от неё. Ею пал первый бывший ангел. Она мать всех прочих грехов. Она - главная противница Богу. Она разделяет человечество. Она вводит вражду не только между близкими, но и обществами, и народами. Так - теперь.
    Но не так было. И не так должно быть и будет в Царстве Отца. Человечество создано было для жизни в необычайной любви друг к другу. Человечество должно было представлять собою как бы единое древо, одну семью, "одно тело", как выражается апостол Павел... Мы, современные грешники и самолюбцы, даже представить не можем, до какой степени единства и любви предназначалось человечество!
    Откуда такие мысли? Они даны Самим Христом Господом в Его последней, предсмертной молитве к Отцу на Тайной вечере: "Не о них же (апостолах) только молю, но и о (всех) верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... да будут едино, как Мы едино" (Ин. 17, 20-22).
    Вот какая цель пришествия Христа Спасителя: воссоединить людей в единство между собою и с Богом... И при том нужно обратить внимание, что единство людей здесь устанавливается по подобию Божию, по единству Святой Троицы: "Как Мы едино". В этих словах кроется глубокое откровение о необычайном единстве человечества... Почему так? Ведь человек создан по образу Божию. А Бог, как мы уже видели в слове "Отец", есть Сама Присносущная Любовь: "Бог есть Любовь". И, следовательно, в силу единства Лиц в Пресвятой Троице, и в силу того, что Бог есть Любовь, - и созданные по образу Божию люди тоже предназначались жить в необычайнейшем единстве и любви... Мы, разделённые и безмолвные, не можем даже и вообразить себе такой любви теперь. Лишь святые люди, уподобившиеся Богу ("преподобные" Ему) по своей жизни, могут отчасти понять то, к чему призваны были люди при сотворении их и к чему их снова восстановил Христос Господь.»

    «Бог есть Любовь, и от нас, особенно в молитве, требует любви друг ко другу. Иначе и молитва наша Ему неугодна будет. "Если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя... пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда прииди и принеси дар твой" (Мф. 5, 23-24). И наоборот: Господь очень любит, когда мы не за себя лишь молимся, но и за других. А самая угодная молитва Ему, когда мы молимся за врагов наших: тогда мы уподобляемся Ему в любви.
    И удивительное дело! Как только человек начнёт молиться за кого-нибудь, тотчас же этот человек станет уже не "чужим" ему. Опыт всякому из нас показывает это. Стоит лишь начать упоминать, хотя бы только упоминать умом и языком, имя человека, как он начинает нам быть уже близким. Больше того: если мы хотим выбросить из сердца своего яд злобы к "врагу" нашему, то нужно молиться за него. И почти в то же самое время, и уже во всяком случае скоро, мы увидим, как вражда исчезает. А если больше молиться, то не только сам почувствуешь мир ко "врагу", но и тот переменится к тебе. Господь сотворит чудо любви.
    Но если бы "враг" и не переменился к тебе, то на тебе, на каждом из нас лежит этот святой долг молиться и за него, а его уже предоставь Промыслу Божию. Думай о себе сначала, о своем расположении к нему, или хоть бы "поминай" его в молитве, и для тебя будет благо. И уже тебе-то несомненно будет милость от Отца за такую молитву. Но молись искренно. А если нет расположения в сердце, то принудь себя насильно поминать его, и то будет для Бога угодно, а для тебя довольно. Дальнейшее Сам Бог даст: ты лишь начни, что можешь.
    А если ты не брат другим, то и тебе Бог не Отец.
    О! как много обязывает это слово: "Наш"! Оно требует высоты от меня - любви! А мы так холодны... Так "чужды" друг другу... Мы даже в так называемой "любви" бываем эгоистичны: ревнивы, завистливы, раздражительны, требовательны. Истинная же любовь жертвенна: она хочет добра для другого, а не для себя, от себя же отказывается. Да, истинная любовь - дело очень высокое! Она - конец совершенства, как говорит апостол Павел. Мы же весьма часто играем этим святым словом: воображаем, что имеем любовь, когда её нет, или принимаем за истинную духовную любовь нечто иное...
    Однако и при всём этом нашем несовершенстве в любви всё же должно молиться и за других: и эта самая молитва - или Бог за молитвы наши - всё приведет к добру и истинной любви.»

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика