Свои среди чужих: аспекты православного воспитания
- Фундаменталист
06.03.2009 23:52
Замечательно, что появился повод поговорить о внутренней церковной жизни. Примеры из жизни чеченцев поучительны, но для нас уже они запоздали. Состояние людей, семейный быт и устои - все это ныне катастрофично. Вчера или даже позавчера пришедшие в Церковь люди несут в себе гигантский груз мира. Молодые состоятельные мамы, забрасывая ребенка в сад, а вечером - на руки нянь, бегут учиться… богословию, оставляя в доме пустой холодильник и ребенка с синими кругами под глазами. Сами же - уже вполне динамично строят свою церковную карьеру... Человек нынче тяжело болен и невероятно бескультурен, хотя и потрясает своими дипломами. Что такое - объединить 3-4 православных семьи? Тут сразу надо утроить на каждого из участников этой кампании великую нагрузку заповеди «немощи немощных носить» (кто носил, тот знает этому цену). А еще это ведь и раздробление семейной жизни. Она тоже должна иметь свою замкнутость и свои границы, свою тишину, свое лицо, свой стиль, если хотите. То, что дети будут потом передавать внукам, сохраняя семейные традиции. Приходская жизнь? Тимуровцы? Сейчас главная внутренняя болевая точка прихожан в Церкви - одиночество. О любви батюшки много говорят, но в лучшем случае появляется у их чад не любовь, а «протез» любви. Если и есть тепло хотя бы при встречах знакомых на службах, оно к быту отношения почти не имеет. Хорошо, если в помянниках друг друга запишут... Дело, конечно же, в священниках и в нынешнем «разбавленном христианстве». Забыто самоотречение: любовь к ближнему исключает любовь к себе (самолюбие). Вспомним, что мы знаем о прежних замечательных батюшках. Как они умели соединять людей в нужный момент с нужным человеком. И были эти "крестные" братья и сестры скрещены на подвиг: вспомнить только как прп. Нектарий Оптинский соединил под одной крышей утонченную и молитвенную интеллигентку Анну Бруни и грубую жестоковыйную монахиню из простых, которая эту Анну скоро в бараний рог скрутила. Но потом вышло-то по Богу и по старцу Нектарию. Так что духовные судьбы детей целиком зависят от высоты и напряженности духовного делания матери (не о величине ее правила говорю!), от готовности стоять за свое дитя и его спасение на смерть. Знаю женщин, которые от этого уклонялись, знаю и тех, кто клал на это жизнь, здоровье - без остатка. Большинство же современных мамаш ограничиваются в Церкви духовным сластолюбием, но никак не подвигом самоотвержения. Консерваторка ищет консерваторку. А надо иначе: ища друзей по духу, поступаешь по плоти. Почему очень многие дети, выросшие при храме, вступая в юность, начинают "ломаться" и даже отходить от Церкви? То, что внутри них, не выдерживает напора. «Внутренне» должно быть уже сильнее мира. А от кого, как не от матери, от ее собственной жизни и примера, от ее молитв, от слез ее и безвременной седины возьмется у ребенка такое мощное духовное ядро души? А церковные, уж простите, тусовки, это, пожалуй, матерям только в помеху. Все время, что на тусовки заберут, отнимут у детей. А они должны им принадлежать. Тогда и Бог непременно поможет.
|