Патриарх Кирилл: привыкаем, но не ко всему

  • Вера.     26.02.2009 22:49

    Сам проф. Осипов не принимает участие в форуме, поэтому, думаю неплохо познакомиться с его краткой «академической биографией»:

    Осипов Алексей Ильич

    (р. 31.03.1938) — проф., д-р богословия. Род. в Белеве Тульской обл. В 1963 окончил в Сергиевом Посаде (бывший Загорск) Моск. Дух. академию (МДА) со степенью канд. богословия, затем асп. С 1965 — преп., с 1969 — доц., с 1975 — проф. МДА по кафедре Осн. богословия и Зап. исповеданий. С 1985 — д-р богословия (за совокупность трудов).
    В работах О. рассматриваются науч.-богословские, религ.-филос. и соц. вопросы. Осн. идеи его соч. можно представить в следующей логич. цепи.
    Религия в своем существе — это не продукт естеств. развития человеч. разума, культуры, цивилизации в целом, но обнаружение в отдельной личности и в об-ве онтологически присущего человеку особого дух. начала, имеющего корни в трансцендентной реальности — Боге.
    Религ. многообразие обусловлено различием дух.-нравств. состояния народов и их нац. особенностями, к-рые порождают разные формы культуры, языка и представлений о Боге, человеке, мире.
    Христианство по своему происхождению и специфике осн. истин принципиально отлично от всех бывших до него религ. и филос. систем жизни и мысли, о чем кратко и емко сказал апостол Павел: "Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие" (1Кор.1;23).
    Православие наиболее адекватно выражает изначальное христианство. Как мировоззрение и как определ. строй жизни оно полноценно отвечает на главнейший вопрос человека о сущности бытия и смысле жизни и дает подтвержденный многочисленными фактами и проверенный бесконечным, практически, числом опытов путь достижения искомого идеала.
    Этот идеал есть Бог-Любовь, явленный миру в Богочеловеке Иисусе Христе.
    Осн. религ. тезис о первичности духовного начала как в бытии в целом, так и в каждой отдельной личности дает возможность увидеть гл. движущую силу всей многообразной творч. деятельности человека.
    Если дух творит себе формы, следовательно, дух.-нравств. состояние человека и об-ва в первую очередь определяет содержание, характер и направление развития филос., науки, искусства, политики, экономики — культуры в целом.
    Проблема нравств. критериев в оценке разл. форм человеч. жизнедеятельности в православии разрешается обращением к образу Христа и Его Евангелию в качестве исходных дух. ценностей. Они, как глубоко соответствующие идеальной природе человека, служат основой для разрешения и проблемы самого человека.
    Человек — это богоподобное по своей изначальной природе существо. Однако богоподобие его является не простой и завершенной данностью, но в не меньшей степени и заданно-стью, предполагающей положительное осуществление личностной свободы в условиях выбора.
    В силу отпадения человека от Источника жизни (Бога) его изначальная природа подверглась глубокому искажению, расщеплению изнутри (т.н. первородный грех), передающихся наследственно и, как следствие этого, утрате им способности адекватного видения Бога, мира и самого себя. Потому вся последующая деятельность человека носит на себе глубокий отпечаток этого повреждения.
    Целью и смыслом жизни человека является восстановление полного единства с Богом, но на более высоком, нежели первоначально, уровне свободы — непадательном, что происходит через Жертву Иисуса Христа и правильную дух. жизнь, совершенство к-рой в свою очередь "измеряется" степенью приобретения человеком богоподобного состояния — смирения-любви.
    Совершенно особые законы этой жизни и ее тщательно разработанная и проверенная практика даны в православной аскетике — науке, к-рая строится на опыте и трудах выдающихся подвижников Церкви всех времен и народов. В рус. дух. литературе она сжато, но точно и достаточно всеобъемлюще представлена, напр., соч. епископа Игнатия Брянчанинова.

    http://dic.academic.ru/
    Большая биографическая энциклопедия

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика