Патриарх Кирилл: привыкаем, но не ко всему

  • Вера.     16.02.2009 07:06

    "Давайте не будем отходить от темы"
    ______________________________________________________________

    ПРОТИВ ТОГО, ЧТО ВСЕ РЕЛИГИИ – ЭТО ПУТИ К ОДНОМУ И ТОМУ ЖЕ БОГУ

    Сейчас решительно вводится в сознание идея о том, что во всех религиях поклоняются одному и тому же Богу. Эта т.зрения (я бы назвал ее теософской) пропагандируется с огромной силой. И, помимо того, что она просто ошибочна, она подрывает исключительность истины как таковой. Если одинаково верно, что 2х2=4, и 5, и 7, и 9, и 10, то что тогда остается от понимания истины? Но мы считаем, что христианство – это та религия, края дает истинное понимание Бога. А что вообще значит понимание Бога? Это значит истинный путь, истинные средства ко спасению, указание истинного, нормального духовного состояния человека, когда он может обрести спасение, т.е.соединение с Богом.
    А эта теософская т.зрения проходит под флагом политических лозунгов. Забыли вообще, зачем собирают все эти совместные моления. Если все собираются для того, чтобы решить проблемы этого земного мира – то пожалуйста, эти проблем оч.много, а если собираются именно на совместные моления – то здесь возникаем много вопросов. Можно ли поклоняться и истине, и заблуждению?
    Прот.А.Мень пишет в работе «Истоки религий»: «Быть может, разница в богопознании религиозных гениев (А.И.Осипов: Я не понимаю, кто такой религиозный гений. Гений – это тот, кто рождается таким, как, например, Пушкин. А кто религиозный гений – я не знаю), таких, как: Франциск Ассизский, Тереза, Экхарт, св.Серафим…» -
    Подумайте только! Я его однажды встретил здесь в Академич.храме и спросил – что это такое? Он мне сказал: «У меня будет новое издание», а что будет в новом издании – он не успел сказать, нам потом не удалось встретиться. На одну доску поставил кого: Франциск, Тереза, Экхарт – и преп.Серафим!
    «…и людей обыкновенного уровня заключается в том, что для последних встреча с Богом была подобна мгновенной вспышке молнии, за крой вновь наступает мрак, а первые – всем своим существом приобщались Божественной жизни и сами становились ее носителями».
    Здесь - ни малейшего представления о том, что есть истина, а что – заблуждение, что есть правильная духовная жизнь, а что – прелесть. Это беда многих и многих богословов. Считают, что если человек молится и трудится, значит, он уже святой.
    Далее: «Следуя по пути, проложенному созерцанием, индийские брахманы приходят к тому же, к чему приходят все мистики, в какое бы время и в каком народе они ни жили», - т.е.в любой религии. Он перечисляет: «Яджнявалкья и Будда, Плотин и Ареопагит, Майстер Экхарт и Григорий Палама (!), каббалисты и Николай Кузанский, Яков Бёме, Рейсбург и множество других ясновидцев востока и запада – все они, как один, свидетельствуют, что там нет ни добра, ни зла, (!) ни света, ни тьмы. В священном мраке, скрывающем основы основ, они ощутили реальность сущего Абсолюта, страшную непереносимую тайну. Эту Бездну трудно даже назвать Богом (!). Великий германский мистик Экхарт именует абсолютное начало Божеством. За пределами всего тварного и ограниченного мистически ему отрылась Реальность, которую Лао-Цзы называет Дао, Будда – нирваной, каббалисты – [энсорфом], христиане – Божественной сущностью, усиа, Божеством».
    Даосисты – в переводе на современный язык можно было бы сказать «гностики», буддисты – это атеисты. Я однажды на одной межрелигиозной встрече подошел к буддистам и спросил – и все-таки, вы верите в Личного Бога? – Он с гневом мне ответил: Нет! - А каббалисты – это иудеи, для крых Христос – это лжемессия.
    Вот что пишет этот человек. М.было бы сказать, что это он ошибался, мягко говоря. Но суть не в том, что это он, а в том, что эта идея пропагандируется с огромнейшей силой сейчас в христианской среде. Т.е.идет размывание христианства как такового. Происходит, более того – размывание истины как таковой, когда все становится относительно и условно – когда уже всё есть истина. Лжехристы, лжепророки – истина, нирвана буддистов, один из образцов пантеизма, отрицания Божества как личного единого начала всего) – тоже истина. Или каббалисты, у крых Маймонид говорил: «правильно сделали отцы наши, что распяли Его», и он заменил в еврейском тексте «эхат», т.е.Единое в качественном смысле в определении Бога – на «яхид» - Единое в количественном смысле. Это было сделано специально ,чтобы никому не пришло в голову, что Бог м.быть не моноипостасным. А именно открытые ВЗ тексты как раз говорят «эхат», а не «яхид».
    И эти вещи проникают сейчас с огромной силой.
    На V Всемирном русском народном соборе в заключительном документе было сказано, что всякий, кто утверждает, что только его вера является истинной – он отодвигает на обочину истории все прочие.
    Вот какие вещи. Идет мощное наступление на истину как таковую, проповедуют полный релятивизм, что истины нет. Т.е.это и есть теософский взгляд – что все религии ведут к Богу.
    Так вот, меня удивляет, что о.А.Мень здесь так писал, потому что у него есть замечательные высказывания и даже целые параграфы прямо против теософии, и такие глубокие и обоснованные. И вдруг здесь –полное ниспровержение этого. Эти вещи – разрушительны и для христианства, и вообще для понимания истины. Единственное объяснение тому – что, так как там писал всё не он сам, а целый коллектив автором (я это точно знаю, т.к.мне и самому предлагали помощь этого коллектива) – он, видимо, просто не успел все это прочитать, а понадеялся на этих помощников.
    К чему приведет такой теософский релятивизм – можно предположить, что м.будет легко принять царя или президента всего мира в его универсальной вере, края не будет отметать ни одной религии, а будет принимать все религии, и в т.числе христианство, но именно в таком ракурсе, что христианство – это «один из» путей, а не истина, что Христос – лишь «одна из тех искр, что вылетают из трубы вечности».
    Таким образом, от христианства не остается ничего самого главного – что именно только Жертвой Христовой человечество получило возможность исцеления глубоко поврежденной природы, исцеления тленности, смертности и страстности как таковой. Только благодаря Жертве Христовой человек получил возможность не только воссоединения с Богом, изначально присущего человеческой природе, но и гораздо более высокого, ибо первоначальное состояние человека было «падательным», Адам пал, а конечное состояние человечества будет «непадательным» - не потому, что человек будет связан в своей свободе, но потому, что его духовное состояние будет находиться на таком уровне, что он будет неспособен отпасть от Бога в силу приобретенного глубочайшего смирения и на почве глубочайшей сильнейшей любви, что не позволит ему отпасть от Бога. [Ведь спасение – это такое состояние, когда уже невозможно грешить].

    Проф. Осипов А.И. Лекции 2006 года по апологетике в МДС

    P.S.
    Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II высказал своё мнение об отце Александре Мене, что нельзя назвать выступлением предстоятеля Церкви по церковным вопросам.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика