Трезвение по программе "12 шагов": возможно ли это?

  • Юрий Запятин.     31.01.2009 00:31

    Уважаемый Николай, прав Василий Ч., действительно не охота спорить. Думаю, всю интересующую Вас информацию лучше получить от самого о. Ионы. Свое же мнение я выразил лишь по поводу конкретной статьи, а не вообще о методе АА в целом.
    Однако высылаю и Вам кое-что почитать.

    Ведущий – священник Алексий Уминский: – Спасибо вам за звонок. Отец Иона, расскажите пожалуйста, а как ведется работа в вашем Центре, в чем заключаются методы лечения?

    Иеромонах Иона (Займовский): – Позвольте немного поправить Вас: у нас не совсем центр. Есть Патриарший центр духовного развития молодежи и при нем есть группы взаимопомощи. Это и известное движение «Двенадцати шагов», и группы анонимных алкоголиков, группы АЛ-АНОН, т.е. родственников алкоголиков, анонимных игроков, АЛ-АТИН – группа для детей из семей алкоголиков и наркоманов. Иногда, по воскресеньям приходят до 100 человек.

    Ведущий – священник Алексий Уминский: – Есть реальные результаты?

    Иеромонах Иона (Займовский): – Да, есть. Алкоголизм – это не только духовное заболевание, это проблема всей личности. Бывает, что пьют люди глубоко верующие, даже священники. Мой хороший друг, священник, очень верующий человек, просто спивался и ничего не мог с этим поделать. Это было поводом для меня, чтобы заняться этой проблемой. Оттолкнувшись от этого я и написал книгу «Сладкий плод горького древа». На самом деле, что в такой ситуации делать человеку, если ему кажется, что ни Церковь, ни даже Бог ему не помогают. А у нас получается помочь благодаря духовно ориентированной программе. Получается так, что Бог помогает посредством людей, которые спивались, но выздоровели. В программе есть двенадцать шагов, где человек работает над своей душой.

    Два слова в дополнение: протоиерей Максим Козлов, настоятель храма мчц. Татианы при МГУ недавно был в миссионерской поездке по Алтаю и говорил, что люди из этих «двенадцатишаговых» сообществ оказались наиболее подготовленными к крещению. Он их крестил. Это говорит о том, что человек в такой ситуации очень глубоко прорабатывает свои отношения с Богом, с грехом, с ближними, с самим собой.

    Ведущий – священник Алексий Уминский: – То есть он выстраивает самого себя заново.

    Телепрограмма «Православная энциклопедия»

    (Прямой эфир на канале ТВЦ 26.11.05)

    3. Отношение церковных деятелей к "АА".

    а) Отношение Священноначалия:

    Филарет, митрополит Минский и Слуцкий: "Следует установить официальные контакты с Сообществом "АА". Например, мы сотрудничаем с американским тюремным братством, проводим семинары, обмениваемся опытом, приглашаем священников, которые работают в тюрьмах. Начинать такую деятельность надо с небольших шагов: пригласить специалистов для обмена информацией, провести совместные мероприятия, организовать семинары". [8]
    Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский:
    "Мне известно, что существует такое сообщество. Известно, что и у нас движение "АА" начало работать. Но непосредственного сотрудничества с ними у меня не было". [1]
    "Негативное отношение духовенства зависит от степени осведомленности. Мне нужно ознакомиться с их Аргументами. Никаких богословских предпосылок отвергать Программу нет". [1]

    Антоний, митрополит Сурожский:
    "Я думаю, что все светлое, вдохновляющее и целительное, если человек находит это внутри себя, пусть даже не зная о Боге, - от Бога". [1]
    "Я думаю, потому что их (священников, которые против "АА" - прим. сост.) учили в семинарии, что все вопросы можно решать только духовно. Они полагают, что это лишь духовная проблема. А духовного разрешения у них нет, потому что ни опытом, ни знаниями по этому вопросу они не обладают.
    Вот человек искренне кается, причащается, от всей души молится, ведет духовную жизнь достаточно долго, лет пять, а потом срывается и опять пьет. Бывают такие случаи, и их немало. Человек не знает, что ему делать. Некоторые кончают жизнь самоубийством от отчаяния: "Господи, я в Тебя верю, я причащаюсь, а Ты мне не помогаешь. Я Тебя прошу, почему Ты мне не помогаешь?"
    Я думаю, что Бог может ответить так: "Вот Я тебе дал пятилетний перерыв, Я тебе показал, что ты можешь не пить. Теперь смирись, обратись к таким же, как ты. Не в одиночку, а с ними попытайся справиться со своей бедой, и ты увидишь, что и в тебе вырастут силы, и другие люди тебе помогут, и ты поможешь другим".
    Некоторые священники против организации "АА" еще и потому, что они слишком надеются на свои священнические силы, они не знают проблемы - это первое и самое важное.
    Да. Есть такие направления медицины, которые духовные лица отвергают. Люди просто плохо разбираются в предмете. Возможно, в России их еще отпугивает и то, что движение "АА" пришло из Америки." [1]
    "Мне представляется, что, для того чтобы сообщество "АА" могло охватывать неверующих, воспитанных в среде атеизма людей, слово "Бог" заменили словосочетанием "Высшая Сила, как каждый Ее понимает, Сила, более могущественная, чем я". Например, я встречал людей, которые не верят в Бога, они не могут пока в Него поверить, но они уважают Церковь. Для них понятие "Высшая Сила" более приемлемо.
    Я думаю, что если человек даже не знает о Боге, но действует согласно с Божьими дарованиями, он может открыть Путь. Я вспоминаю один разговор. Ко мне подошел молодой офицер и говорит: "Судя по вашему облачению, вы верующий?" Я говорю: "Да". Он продолжает: "А вот я - безбожник, что вы на это скажете?" Отвечаю ему: "Мне очень вас жалко". Офицер спрашивает: "А что у меня общего с Богом, чтобы я в Него верил?" Я ему говорю: "А вы во что-нибудь верите?" Отвечает: "Да. Я верю в человека". Я сказал: "Вот это у вас с Богом общее. Только Бог верит в человека гораздо больше, чем вы. Он человека создал, Он Сам стал Человеком, Он за него умер, и Он продолжает нас любить, несмотря на то, что мы такие". Он на меня посмотрел и сказал: "Эх, так об этом подумать стоит!" Так вот, понимаете, этот человек неверующий, но у него с Богом общая вера в человека. Так что я считаю, что эту фразу: "Высшая Сила" - вполне можно применять". [1]
    "В нашей церковной общине таких людей (которые справились с алкоголизмом или Наркоманией благодаря этому обществу - прим. сост.) сейчас мало. Были люди, которые справились с этой бедой, посещая одновременно общество "АА" и принимая поддержку окружающих, благодаря которым они чувствовали, что не живут в одиночку, то есть не брошены Богом и человеком. Да, выздоравливали, приходили в себя.
    И я думаю, что надо сотрудничать, учиться друг у друга. Скажем, Сообществу "АА" можно поучиться чему-то у православного мировоззрения - от глубины, от широты, от высоты. А нам можно научиться очень многому из их долголетнего опыта, и главное - пониманию. Пониманию и любви. Они любят друг друга. Неоспорим факт, что те анонимные алкоголики и наркоманы, которые приходят в Церковь, выздоравливают быстрее и успешнее, потому что есть среда и есть вдохновение". [1]

    Алексий, архиепископ Орехово-Зуевский:
    "Я увидел, что это промыслительная Программа для многих и многих людей. Именно благодаря Программе и движению "АА", любой человек: атеист, неверующий, маловерующий - может познать Бога и обрести мать - Церковь. Это удивительный подарок Бога измученным людям." [1]
    "У нас в монастырском приходе по воскресным и праздничным дням причащаются до 50-70 выздоравливающих алкоголиков и наркоманов. Поэтому я радуюсь, что есть сообщество "АА" и АН".
    "Меня это понятие ("Высшая Сила" - прим. сост.) не смущает. Для меня и для наших русских людей есть определенное и вполне конкретное понятие "Высшая Сила" - это Бог, как меня учили Его понимать, как меня воспитывали. И никак иначе. Так что меня это не смущает". [1]
    Отвечая на вопрос, почему в нашей Церкви некоторые священники против организации "АА" владыка Алексий ответил: "Против - из-за кичливости и незнания. Многие священники совершенно не знакомы с этой нелегкой проблемой и не знают Программы "АА". Они безапелляционно выносят свои суждения, и, подчас, негативные. Чтобы говорить об алкоголизме и наркомании, эту проблему нужно изучать, ее нужно знать, нужно хотя бы прочитать одну две книги, посетить хотя бы одно собрание.
    Еще, можно сказать, это происходит из-за отсутствия любви, которая есть дар Божий, из-за неуважения к личности. Подчас священник через силу, нехотя, с плохо скрываемым отвращением выслушивает пришедшего к нему трясущегося алкоголика. Он думает, что тем самым вырабатывает в себе смирение, но "от терпения до смирения очень большое расстояние" [1].

    Архиепископ Евгений, Председатель Учебного Комитета Русской Православной Церкви:
    "Православный священник сегодня должен быть вооружен всесторонними знаниями, т.к. современная жизнь требует от нас знакомство с самыми разнообразными её проявлениями. Святой Григорий Двоеслов призывает пастырей к любви, выражающейся в сострадании и благотворительности слабым, немощным. Такая любовь "возвышается к Горнему и делает нас более способными возноситься к Богу". Священнику необходимо быть разборчивым в своих обличениях и в своей сдержанности, в ревности и снисходительности, приноравливаясь к различным состояниям прихожан.
    Московскую Духовную Академию посетили представители содружества Анонимных Алкоголиков Московского региона. Надо сказать, встреча наших студентов с этими не совсем обычными людьми была не только очень интересной, но и весьма поучительной. Семинаристы буквально засыпали их вопросами, и беседа длилась более двух часов. Достойно уважения, как эти люди мужественно и откровенно рассказывали о своих сокровенных сторонах жизни. Так что расстались мы почти друзьями. В результате наши студенты ознакомились с проблемой алкоголизма и наркомании не по книгам, а услышали о ней от тех, кто сам погибал, но возродился благодаря группам самопомощи, благодаря Анонимным Алкоголикам или Анонимным Наркоманам.
    Святейший Патриарх Алексий подчеркнул в своём интервью, данном Наместнику Данилова монастыря Архимандриту Алексию, что "если Церковь не будет сотрудничать с Анонимными Алкоголиками и Анонимными Наркоманами, то ими займутся секты". Мы надеемся, что совместные усилия Православной Церкви, государственных структур, прежде всего медицинских, а также движения групп самопомощи принесут достойные плоды."
    [Из выступления на Круглом столе "Церковь и страдающая личность. Проблемы развития современной наркологической помощи"].

    Иларион, епископ Венский и Австрийский:
    "Да, я думаю, будущее у "АА" есть, только, может быть, в несколько иных формах, более приближенных к русскому менталитету, культуре и традициям.
    До революции в Кронштадте существовали общества трезвости, которые находились под пастырским попечением святого праведного Иоанна Кронштадтского. С помощью его молитв многие люди совершенно избавлялись от этого недуга и возвращались к нормальной жизни.
    Естественно, что сообщество "АА" вряд ли сможет полностью победить страсть, живущую в душе этих несчастных людей, но тем не менее людям неверующим и нецерковным такие организации могут принести много пользы.
    Полное же выздоровление возможно только после обращения к Богу и немыслимо без участия в литургической жизни Православной Церкви - хранительницы Божественной благодати, врачующей немощных". [1]
    "Я считаю, существование таких групп является свидетельством того, что в условиях нашей тяжелой российской жизни все-таки можно работать с людьми, страдающими такой страшной зависимостью. Опыт, накопленный на Американском подворье, убеждает в целесообразности и необходимости продолжения пастырского душепопечения, в котором наркоманы и алкоголики нуждаются гораздо больше, чем другие члены Церкви". [1]

    http://www.cdrm.ru/project/12-aa/12-aa.htm

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика