Тьмы низких истин нам дороже...

  • Еще одному гостю. Я вас правильно понял?     10.03.2007 00:28

    Как в "Легенде о великом инквизиторе" - чудо тайна и авторитет. Чудом - то все и искушаются. А что кроме чудес привлекает и располагает к герою, вызывает симпатию и даже преклонение?
    Но ведь убил же! Внутри себя преступил черту! Принял грех (хоть и не Каинов. До Каинова греха, пожалуй недотягивает. Чересчур уж в скотском состоянии пребывал, когда нажимал на собачку). Какой с него спрос? Да и сюжет избитый, перепаханный.
    А тут исцеления!!! И чудеса. И монахи ходят вокруг и расшифровывают духовный смысл поступков, послания с неба, откровения. Даже в кочегарку не заходят. Боятся. Настоятель - как в паломничество, как в мечту, отправляется жить в кочегарку. И делает вид, что попал не на объект своего хозяйства, а восхищен в сферы иные! Даже разулся (сними обувь твою - это же знак!).
    И все ходят и умиляются. Один Иов трезво оценивает. Но того режиссер постарался обезвредить - карьерист и служака, разновидность стукача, которому высшая милость в лишней звездочке на погонах, (так и сказал потом в интервью).
    И этот выверт сценарной мысли - мол не убил же взаправду, потому и творит чудеса, - что общего имеет с подлинной духовностью, да и с искусством? Припоминается ответ одного из современных Оптинских монахов на вопрос одной восторженной паломницы:
    -Батюшка, а где у вас тут святые чудотворцы. Мне надо у них спросить...
    Святых у нас в монастыре нет,- последовал ответ,- а чудотворцев... па-а-а-лно!
    Сценарий можно бы было завернуть и покруче... Сделать его серийным... А потом покаяние и опять чудеса и поклонение. Русский народ жалостлив....
    Что не видно, как симпатичных замечательных и острохарактерных актрис (Усатову и Демидову) мазали гримеры и костюмеры, с подачи режиссера, превращая в типажи ограниченных теток, маски "тупой бессмысленной толпы"? Да и сыграть во всю силу попросту не дали.
    Старцы говорят, что способность творить чудеса, в сравнении с даром духовного рассуждения, ничтожна. И антихрист придет и обольстит многих чудесами.
    Так что можно рассматривать сей фильм как репетицию обольщения чудесами. Мистификация!
    По сути это и есть скрытый зашифрованный и довольно последовательный сюжет сценария. Свое любит свое.
    Хотя этом мирочке, весьма условном и даже местами примитивно лубочном, безблагодатном, на самом деле, есть одна трезвая душа - адмирал. Так он и появляется как ледокол среди толщ льда, айсбергов, торосов.
    И уходит в смирении и прощении, в яркие белые просторы Арктики.
    Входило ли это в замысел? Или по молитвам иеромонаха Косьмы вышло, не знаю.
    Чувства зрителей поостынут. Придет трезвая оценка фильма. Особенно у тех, кто заинтересуется заглянуть и в церковь. Признался же один настоятель одного монастыря, что Булгаков его своим "мастером" привел к вере.
    Так что к режиссеру и группе мы должны испытывать самые искренние чувства признательности и теплоты. Также как мы их испытываем к людям, зашедшим в храм просто поставить свечечку и уйти, наивно полагающим, в простоте души, что этим все их отношения с Богом исчерпываются.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика