Св. прав. Иоанн Кронштадтский и Георгий Гапон: к 100-летию первой русской революции

  • Александр Юровский     13.01.2009 16:41

    Государь! 251
    Мы, рабочие и жители города С.-Петербурга разных сословий,
    наши жены, и дети, и беспомощные старцы-родители, пришли к тебе,
    государь, искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают,
    обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не
    признают людей, к нам относятся как к рабам, которые должны
    терпеть свою горькую участь и молчать. Мы и терпели, но нас
    толкают все дальше в омут нищеты, бесправия и невежества, нас
    душат деспотизм и произвол, и мы задыхаемся. Нет больше сил,
    государь. Настал предел терпению. Для нас пришел тот страшный
    момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук.
    И вот мы бросили работу и заявили нашим хозяевам, что не
    начнем работать, пока они не исполнят наших требований. Мы не
    многого просили, мы желали только того, без чего не жизнь, а
    каторга, вечная мука. Первая наша просьба была, чтобы наши
    хозяева вместе с нами обсудили наши нужды. Но в этом нам
    отказали, – нам отказали в праве говорить о наших нуждах, что
    такого права за нами не признает закон. Незаконны также оказались
    наши просьбы: уменьшить число рабочих часов до 8 в день;
    устанавливать цену на нашу работу вместе с нами и с нашего
    согласия; рассматривать наши недоразумения с низшей
    администрацией заводов; увеличить чернорабочим и женщинам плату
    за их труд до 1 руб. в день; отменить сверхурочные работы; лечить
    нас внимательно и без оскорблений; устроить мастерские так, чтобы
    в них можно было работать, а не находить там смерть от страшных
    сквозняков, дождя и снега.
    Все оказалось, по мнению наших хозяев и фабрично-заводской 252
    администрации, противозаконно, всякая наша просьба –
    преступление, а наше желание улучшить наше положение – дерзость,
    оскорбительная для них.
    Государь, нас здесь многие тысячи, и все это люди только по
    виду, только по наружности, – в действительности же за нами,
    равно как и за всем русским народом, не признают ни одного
    человеческого права, ни даже права говорить, думать, собираться,
    обсуждать нужды, принимать меры к улучшению нашего положения. Нас
    поработили, и поработили под покровительством твоих чиновников, с
    их помощью, при их содействии.
    Всякого из нас, кто осмелится поднять голос в защиту
    интересов рабочего класса и народа, бросают в тюрьму, отправляют
    в ссылку. Карают, как за преступление, за доброе сердце, за
    отзывчивую душу. Пожалеть забитого, бесправного, измученного
    человека – значит совершить тяжкое преступление. Весь народ
    рабочий и крестьяне отданы на произвол чиновничьего
    правительства, состоящего из казнокрадов и грабителей, совершенно
    не только не заботящегося об интересах народа, но попирающего эти
    интересы. Чиновничье правительство довело страну до полного
    разорения, навлекло на нее позорную войну и все дальше и дальше
    ведет Россию к гибели. Мы, рабочие и народ, не имеем никакого
    голоса в расходовании взимаемых с нас огромных поборов. Мы даже
    не знаем, куда и на что деньги, собираемые с обнищавшего народа,
    уходят. Народ лишен возможности выражать свои желания,
    требования, участвовать в установлении налогов и расходовании их.
    Рабочие лишены возможности организовываться в союзы для защиты
    своих интересов.
    Государь! Разве это согласно с божескими законами, милостью
    которых ты царствуешь? И разве можно жить при таких законах? Не
    лучше ли умереть, – умереть всем нам, трудящимся людям всей
    России? Пусть живут и наслаждаются капиталисты – эксплуататоры
    рабочего класса и чиновники – казнокрады и грабители русского
    народа. Вот, что стоит перед нами, государь, и это-то нас и
    собрало к стенам твоего дворца. Тут мы ищем последнего спасения.
    Не откажи в помощи твоему народу, выведи его из могилы бесправия,
    нищеты и невежества, дай ему возможность самому вершить свою
    судьбу, сбрось с него невыносимый гнет чиновников. Разрушь стену
    между тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с
    тобой. Ведь ты поставлен на счастье народу, а это счастье
    чиновники вырывают у нас из рук, к нам оно не доходит, мы
    получаем только горе и унижение. Взгляни без гнева, внимательно
    на наши просьбы: они направлены не ко злу, а к добру, как для
    нас, так и для тебя, государь! Не дерзость в нас говорит, а
    сознание необходимости выхода из невыносимого для всех положения.
    Россия слишком велика, нужды ее слишком многообразны и
    многочисленны, чтобы одни чиновники могли управлять ею. 253
    Необходимо народное представительство, необходимо, чтобы сам
    народ помогал себе и управлял собой. Ведь ему только и известны
    истинные его нужды. Не отталкивай его помощь, повели немедленно,
    сейчас же призвать представителей земли русской от всех классов,
    от всех сословий, представителей и от рабочих. Пусть тут будет и
    капиталист, и рабочий, и чиновник, и священник, и доктор, и
    учитель, – пусть все, кто бы они ни были, изберут своих
    представителей. Пусть каждый будет равен и свободен в праве
    избрания, – и для этого повели, чтобы выборы в Учредительное
    собрание происходили при условии всеобщей, тайной и равной подачи
    голосов.
    Это самая главная наша просьба, в ней и на ней зиждется все,
    это главный и единственный пластырь для наших больных ран, без
    которого эти раны сильно будут сочиться и быстро двигать нас к
    смерти.
    Но одна мера все же не может залечить наших ран. Необходимы
    еще и другие, и мы прямо и открыто, как отцу, говорим тебе,
    госудаоь, о них от лица всего трудящегося класса России.
    Необходимы:
    I. Меры против невежества и бесправия русского народа.
    1) Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших
    за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские
    беспорядки.
    2) Немедленное объявление свободы и неприкосновенности
    личности, свободы слова, печати, свободы собраний, свободы
    совести в деле религии.
    3) Общее и обязательное народное образование на
    государственный счет.
    4) Ответственность министров перед народом и гарантии
    законности правления.
    5) Равенство перед законом всех без исключения.
    6) Отделение церкви от государства.
    II. Меры против нищеты народной.
    1) Отмена косвенных налогов и замена их прямым прогрессивным
    подоходным налогом.
    2) Отмена выкупных платежей, дешевый кредит и постепенная
    передача земли народу.
    3) Исполнение заказов военного морского ведомства должно
    быть в России, а не за границей.
    4) Прекращение войны по воле народа.
    III. Меры против гнета капитала над трудом.
    1) Отмена института фабричных инспекторов.
    2) Учреждение при заводах и фабриках постоянных комиссий
    выборных от рабочих, которые совместно с администрацией разбирали
    бы все претензии отдельных рабочих. Увольнение рабочего не может 254
    состояться иначе, как с постановления этой комиссии.
    3) Свобода потребительно-производственных и профессиональных
    рабочих союзов – немедленно.
    4) 8-часовой рабочий день и нормировка сверхурочных работ.
    5) Свобода борьбы труда с капиталом – немедленно.
    6) Нормальная заработная плата – немедленно.
    7) Непременное участие представителей рабочих классов в
    выработке законопроекта о государственном страховании рабочих –
    немедленно.
    Вот, государь, наши главные нужды, с которыми мы пришли к
    тебе; лишь при удовлетворении их возможно освобождение нашей
    Родины от рабства и нищеты, возможно ее процветание, возможно
    рабочим организоваться для защиты своих интересов от наглой
    эксплуатации капиталистов и грабящего и душащего народ
    чиновничьего правительства. Повели и поклянись исполнить их, и ты
    сделаешь Россию и счастливой и славной, а имя твое запечатлеешь в
    сердцах наших и наших потомков на вечные времена, а не повелишь,
    не отзовешься на нашу мольбу, – мы умрем здесь, на этой площади,
    перед твоим дворцом. Нам некуда больше идти и незачем. У нас
    только два пути: или к свободе и счастью, или в могилу...
    (http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/jan1905.htm)

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика