Совместима ли рок-музыка с Православием?
- Цитата
24.02.2007 01:23
Музыка имеет свой особый язык, основанный на ассоциативных связях. В ней содержится эмоциональная информация, которая трансформируется в образы. В ритмах музыки могут быть заложены коды страстей, зашифрованные звуки убийства, разврат, кощунство, богоборчество, ненависть и тоска смерти. В музыке могут быть зашифрованы образы самого гнусного разврата. Музыка может имитировать конвульсии секса и агонии умирающих; музыка может быть хохотом демонов над превращенными в стадо свиней людьми. Музыка может быть обагренной кровью и черной, как тени ада. Музыка может впитать в себя зловоние мусорных куч и сточных ям. Музыка может быть похожа на шабаш ведьм в вальпургиеву ночь. Музыка может опьянять человека и доводить его до состояния безумия. Музыка может стать реквиемом над погибающим человечеством.
Ритуалы язычников с человеческими жертвоприношениями сопровождались музыкой и пением. Когда в Карфагене младенцев бросали на раскаленные руки Молоха, то жрецы этого божества-чудовища под пронзительные звуки труб и гул барабанов плясали и пели, чтобы этой музыкой демонизировать людей и привести в состояние наркоза души родителей, которые приносили на сожженные – на огненную пытку и смерть – своих детей. Демонизм нашего времени нашел свое выражение в рок-музыке и тяжелом металле. Песням духа диавол противопоставил свои песни. Рок-музыка это сгусток демонических страстей, это призыв к демону: «приди, и вселись в нас», это желание получить демоническую свободу от всякой нравственности и морали – свободу, творить зло, свободу убивать, свободу, предаваться самому дикому разврату. Это – мрачная радость надругательства над образом Божьим, живущем в человеке, радость умерщвления своего духа, радость богоборчества – повторение падения сатаны, радость иллюзорной свободы, которая кончается смертью духа и безумием души.
Есть определенная закономерность. Демонизм воплощается не только в физических преступлениях, но и в самом искусстве. Разрушительные силы требуют своего культа. Один из видов культа сатаны – это дикая какофония звуков музыки. Здесь человек, прежде всего, лишается благодати, то есть реального богообщения; дух уходит в себя, и его действия прекращаются: он не может жить в душе, которая добровольно сделала себя публичным домом или вертепом убийц. Страсти, возбужденные рок-музыкой, заливают гноем и грязью душу человека; мир демонов становится его миром. Можно сказать, что на рок-концертах человек предает свою собственную душу, топчет ногами свой дух; он как бы внутренне произносит слова, противоположные клятве крещения: «Отрицаюсь от Христа, и сочетаюсь с сатаной и ангелами его». За черное наслаждение вседозволенности, за переживание безумия и смерти, за падение в бездну, которое воспринимается как полет, человек отдает небесное царство. Нужно долгое время покаяния, чтобы очистить душу от земной и метафизической грязи, чтобы вырваться из плена демонизированных звуков, которые оседают в эмоциональной памяти человека, чтобы усмирить свои набухшие и гиперболизированные от рока страсти, чтобы из руин восстановить свой дом, чтобы вернуть благодать, и реанимировать израненный, будто растерзанный зверями дух.
В душе человека есть область, лежащая глубже самосознания и мысленных фиксаций, которую не вполне точно называют подсознанием. Это - глубины, подобные пропастям человеческой души, где таятся его стремления и желания, где оформляются его мысли и слова, где суммируются все те впечатления, которые он получает на протяжении жизни. И там звуки рок-музыки поселяются как темные демонические призраки, там они прячутся как взрывчатый материал, который через страсти вырывается в область сознания человека, опаляет его ум и парализует волю. Из темных расселин души, наполненных нечистотой, исходит смрад греха, похожий на запах трупа, который не дает возможности благодати найти место в человеческом сердце. Архимандрит Рафаил (Карелин)
|