Программа "12 шагов" как религиозное явление

  • Николай.     30.12.2008 12:07

    Цитата:
      У меня обширная переписка. И в одном из писем от женщины, которая ранее посещала АА, я прочитала:

    «…Слава Богу, мне подсказали послушать лекции о. Евгения. После их прослушивания как пелена с глаз спала – непонятная ВС обрела смысл – это Господь наш Иисус Христос. И не надо говорить – КАК МЫ ЕГО ПОНИМАЕМ – нужно понимать, как понимает Церковь. С этого началось мое воцерковление….»  


    У тех священников, которых знаю я, что занимаются в различных епархиях реабилитацией и ресоциализацией ребят с алкогольной и наркотической зависимостью в архиве огромное количество свидетельств, поясняющих оккультную сущность этой программы, уводящей их настолько далеко от Церкви и так сильно искажающей понятие о духовности, вере и православной традиции, пропитывающей глуюочайшим образом их духом цинизма и мирского скептицизма к церковному институту, что просто становится реально страшно за таких как Вы матушек, берущих на себя смелость предлагать нашей Русской Православной Церкви опыт абсолютно антицерковной программы, предлагающей свой ложный путь телесного оздоровления, расплата за которая берётся колоссальная - спасение души.

    Вот, ознакомьтесь с такой позицией. Только прошу сделать это очень внимательно и более не сметь здесь подымать этот по-настоящему антицерковный вопрос, риску. быть причисленной к натуральным врагам Православия:

    "Открытое письмо иеромонаху Ионе (Займовскому),
    насельнику Свято-Данилова монастыря г. Москвы.


    Досточтимый отец Иона!

    На днях мне попалась в руки Ваша книга: «Сладкий плод горького древа». Прочитав её, хочу высказать некоторые мысли, касающиеся данной темы. Простите, что припоздал на два года со времени выхода Вашей книги, но, к сожалению, она только недавно появилась на нашем епархиальном складе.

    Сразу скажу, что я принадлежу к тем, кто «против». В Вашей книге меня неприятно поразил следующий момент: Вы пишете апологетическую работу, пропагандируете идеи А.А.. Эта книга – предложение помощи тем, у кого есть проблема алкоголизма и наркомании. Но тогда зачем в такой негативной форме поднимается вопрос о тех священниках, которые выступают против идей А.А.?

    Некоторые «авторитетные» мнения просто оскорбительны. Получается, что те священники, которые «против» – они «кичливы», «слишком на себя надеются», «ничего не знают, и знать не хотят», не читают, не понимают, не имеют ни любви, ни смирения, «предвзяты, запрограммированы», «не уважают личности» и проч. Если уж прямо сказать – негодяи, сопротивляющиеся «Благой вести» из Америки. При этом мнения этих негодяев не приводятся, а предполагаются как очевидно невежественные.

    По сути, используется метод «втаптывания в грязь» оппонентов при помощи авторитетов, не давая противникам слова. Этому способствует и то, что в предисловие и на последнюю страницу обложки выносятся слова Святейшего Патриарха, которые, предполагается, должны замкнуть уста всем несогласным, ибо нельзя не соглашаться со своим Предстоятелем… Хотя Патриарх сказал совершенно обтекаемые, дипломатичные фразы о том, что данную проблему надо изучать, а «сотрудничать» с А.А. надо так же, как и с подобными им «человеколюбивыми» организациями – т.е. извлекая из этого «сотрудничества» нашу пользу, но никак не их пользу за наш счёт.

    Простите, отче, но мне кажется, что это некрасивый приём, тем более неуместный в книге, направленной к нецерковным людям. У них может создаться впечатление, что Церковь полна раздоров, и что есть нехорошие священники, нежелающие их выздоровления. Думается, что в данной книге вообще следовало избежать эту тему. Другое дело, если бы книга была внутрицерковной, дискуссионной, с мнениями «за» и «против».

    По роду своей деятельности я напрямую не связан с проблемами алкоголизма и наркомании. Но с А.А. судьба меня сводила случайно, но неоднократно. И сталкивался я не с алкоголиками, а, в основном, с идеологами этого движения. Осмелюсь предложить Вам некоторые тезисы, на которых, думаю, основываются большинство противников А.А.:

    Из дурной теории не вырастет хорошей практики. А теория у Сообщества А.А. такова – раз проблема алкоголизма и созависимых членов семей охватывает сотни миллионов человек по всей Земле, и только программа «12 Шагов» способна по-настоящему эту проблему решить путём «обретения Бога» – то идеи Сообщества претендуют на роль всемирной религии, и Церкви (которая понимается очень широко) отводится роль «подпорки» на пути выздоровления. Сообществу всё равно, какого «Бога» обретают алкоголики: «просто» Бог, православная Троица, протестантский «Свой парень Иисус» – это неважно. Важно то, что алкоголик и члены его семьи навсегда, до конца жизни связаны с А.А. А Церковь – это лишь одна из положительных (они не спорят) сторон жизни. Сообщество занимает место Церкви. Вот что страшно! А Вы и Ваши сторонники утверждаете, что принципы А.А. не противоречат принципам Церкви! Они не противоречат – они подменяют, они Тело Христово меняют на организацию, дающую им здоровье. В итоге, несмотря на все разговоры про «любящего Бога», на самом деле Бог алкоголиков – это здоровье, им не Бог нужен, а Исцелитель. Как, кстати, и большинству наших «православных», для которых св. Пантелеимон и блж. Матрона - большие «боги», чем Христос.

    Странно слышать, когда православными апологетами этого движения доказывается: «но ведь помогает, но ведь выздоравливают! Разве это не добро?!» Да, здоровье – добро, но совсем ещё не равнозначно спасению души. Меня поразило мнение игумена Валерия (Ларичева), когда на вопрос: «благословлена ли система 12 Шагов Богом?» – он отвечает: «Если бы Господь был против, то движение бы распалось». (!) С таким же успехом можно сказать, что Господь «за» бандитизм, проституцию, тот же алкоголизм, секты – раз они существуют веками и тысячелетиями!

    Хочется верить, что Вы и Ваши коллеги сможете перевести идеи А.А. на православные рельсы. Но мне кажется, что мы больше потеряем, чем найдём. Мы получим огромное количество «протестантов от Православия». У воцерковившегося анонимного алкоголика всё равно в глубине души на первом месте будет А.А., а не Христос. Священник станет аналогом психотерапевта, одного из многих собеседников (причём предпочтение отдаётся священнику – бывшему алкоголику (как это ни парадоксально), ибо только у него и есть возможности понять своего собрата по несчастью. Получается, чтобы воцерковить алкоголиков, священникам нужно начать с собственной пьянки! Это не сарказм, это идеологическая основа Сообщества А.А.: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Поэтому священникам-трезвенникам отводится роль обслуживающего персонала – предоставлять помещение при храме для собраний, выступать апологетами движения…).

    «Откровенные разговоры» в группах А.А. обесценивают личную исповедь как Таинство, ибо человек уже «вывернулся» на собрании и ему там полегчало, и исповедь для него – это лишь один из вариантов беседы о своих проблемах, некое дополнение. (Говорю из личного опыта общения с такими православными, посещавшими собрания А.А.). У православных анонимных алкоголиков теряется мистическое переживание Церкви. Никогда церковная община не будет для анонимного алкоголика значить больше, чем своя группа.

    Выздоравливающий алкоголик, по идеологии А.А., может быть таковым, только постоянно участвуя в жизни группы. Идеи А.А. продуцируют групповой эгоизм, когда ценно только то, что внутри их сообщества. Поэтому для приходской жизни такой человек потерян, а если и участвует, то только в виде пропаганды идей А.А.

    Поэтому и говорят противники А.А., что их программа протестантская по духу. Если в Православии главный принцип: «Кому Церковь не мать, тому Бог – не Отец», то у Сообщества А.А.: «Кому Бог – отец, тому любая религия – нянька, поп – гувернантка, а Сообщество – мать».

    Количество крестившихся, исповедующихся, причащающихся анонимных алкоголиков, уверяю Вас, ни о чём не говорит. Большинство наших «православных» тоже делают это для того, чтобы «полегчало». Кстати, а известна Вам статистика тех, которые благодаря А.А. ушли к протестантам всех мастей, в секты? Думаю, если бы провести сравнительный анализ, то сопоставление было бы далеко не в вашу пользу.

    Как воцерковить протестантский дух, возможно ли это? Скорее возможно заразиться этим духом. Почему забыли наши православные общества трезвости конца 19- начала 20 вв.? Разве они не давали результатов? Они, может, были мало разработаны теоретически, но зато православны по духу и по истокам, а современные экуменические группы А.А. научат алкоголиков тому, что все религии равны, лишь бы помогали.

    К тому же если обратиться к истории, то получается, что за 2 тыс. лет Церковь не смогла найти подходов к этой вечной проблеме. Бог забыл ей подсказать, а вспомнил только в 30-х гг.20 века, встретив «Билла на мотоцикле»? Мне кажется, это плевок в сторону Церкви. Веками в Церкви складывался аскетический путь спасения путём поста, молитвы, труда, добрых дел и, главное, истинной веры. И вдруг оказывается, что всё это ерунда, а людям сейчас нужно «молочко», «ступени», вместо Евангелия достаточно «Шагов», вместо Церкви – группки, вместо святости – бесконечные разговоры… Ведь читаешь эти брошюры и видишь себя на баптистском собрании, только со специфической тематикой!

    Противники А.А. не против помощи алкоголикам, совсем нет. Они против того, чтобы Церковь превращалась в богадельню, в придаток к А.А.

    Простите, батюшка, за резкий тон письма, может быть, я слишком мало знаком с деятельностью А.А., но немного всё же знаком с историей и философией, и твёрдо убедился, что любое чуждое духовное явление в нашей стране вырождается в болезнь, секту или революцию.

    Перефразируя поговорку: «что американцу здоровье, то русскому – чирей». Развивая идеи А.А., мы получим разжиженное церковное мировоззрение, заготовим сами бомбу замедленного действия внутри Церкви, если пойдём на поводу у Сообщества А.А. Поэтому было бы лучше поискать пути помощи алкоголикам, используя традиции Русской Церкви, не надеясь, что «заграница нам поможет».
    Ещё раз простите.

    С уважением, священник Алексий Плужников, настоятель Петропавловского прихода г. Волгограда"

    Более мне нечего дополнить к вышеизложенному открытому обращению отца Алексия Плужникова из Волгограда. В нём передана вся боль и тревога за ту иудину роль, что берут на себя столь опрометчиво некоторые представители Русской Православной Церкви, не боясь ни суда церковного, ни Высшего.

    Зрите в корень, матушка и ей подобные. За всё ответ держать ведь в любом случае придётся.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика