Здорова ли иммунная система Русской цивилизации?

  • С. Шараков     16.02.2007 22:45

    Георгию
    Не совсем понял Ваше замечание по словоупотреблению. Все-таки можно,на мой взгляд, говорить о типе веры. Тип с греческого переводится как образ, форма, знак, первообраз. В Новом Завете переводится как образец. Говоря о типе веры, я имею в виду то, что ту или иную веру вполне можно описать в тех или иных понятиях, так как вера имеет свое внешнее и свое внутреннее, так что внутренне проявляется во внешнем. Слово тип здесь, следовательно, уместно.
    Вообще, считаю, имеет смысл обозначить проблему: соотношение научного и религиозного, художественного и т. д. уровней мышления. Такая факультатизация свойственна новоевропейской культуре. Коренится она в эпохе Возрождения, когда человек начал мыслить существо Бога имманентным своему сознанию. Как итог, мир начал мыслится дискретным. Тогда в Европе появляюся университеты, в которых универсум мыслится как сумма факультетов. Так у каждого факультета появляется свое научное поле, границы которого ревностно охраняются специалистами. Ваш пример с больницей, на мой взгляд, жив только в парадигме новоевропейской культуры. Для христианского сознания таких непроходимых границ не существует.
    И все-таки пример с больницей некорректный. Вопрос "как понимать" и вопрос "как лечить" несоотносимы. Как надо понимать болезнь? Всякая болезнь не бывает без Бога, то есть, причины ее находятся в сфере духовной. Следовательно и лечить, прежде всего, надо сферу духа. По этому поводу уместным будет привести книгу Иерофея Влахоса "Православная психотерапия". По сути книга о православной аскетике. Другое дело, что подавляющее большинство людей не имеет веры святых. И вот ради смирения необходимо лечиться у врача. Хороший врач (св. Лука Войно-Ясенецкий) понимает, что сама по себе врачебная практика недостаточна. Лечебная норма для Православия, если хотите, исцеления, совершенные Христом. Так же, как образ нормального христианина - это образ святого.
    Как же должен лечить врач? В меру своих профессиональных знаний.
    Теперь перенесем этот пример на культуру. Вопрос стоит так: как понимать культуру? Да, при оценке романов Достоевского использовать православные догматы неправильно. Но вот при понимании (что предшествует оценке) романов Достоевского знание реалий православной веры необходимо. А "Божественную комедию" невозможно понять без знания католической мистики.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика