Бич Божий Иосиф Сталин

  • Александр Соколов     25.11.2008 16:03

    "Что хуже - шутка или брань

    Два греха, внешне как будто противоположные друг другу, - смехотворство и
    сквернословие - имеют много общего. Святитель Иоанн Златоуст, говоря о пагубности этих
    грехов, оскверняющих душу человека, сравнивает язык шута и сквернослова, когда они
    становятся на молитву, с рукой, обмазанной навозом, которой человек хочет коснуться
    хитона Господня.
    Шутки и брань представляют собой карикатуру на человека. В каждой шутке -
    надругательство над человеческой личностью, унижение ее, освинячивание человека,
    стремление заменить его лицо уродливой рожей, как в кривых зеркалах, которые показывали
    в балаганах. В шутке исчезает уважение к человеку как образу и подобию Божиему. А
    вместе с уважением пропадает любовь. Если во время плача сердце человека смягчается, то
    во время шуток оно становится жестким, как камень.
    Во время шуток и смеха ум человека помрачается, он не может мыслить о чем-либо
    высоком и святом, он ищет в других уродства. Насмешка - это радость о том, что человек,
    образ Божий, одет в одежду, вывернутую наизнанку. Первым шутником был Хам, который
    надсмеялся над наготой отца, а еще раньше - демон, посмеявшийся доверчивости
    первозданных людей. Недаром демона называют шутом и нередко изображают в одежде
    скомороха. Шутка - это короткий приступ истерики, при котором человек освобождается от
    какой-то накопившейся в его душе энергии. Он как бы выбрасывает ее вон, в лицо другого,
    как плевок. Этим он будто бы снимает противоречия, накопившиеся в его душе. Этот выброс
    энергии, связанный с помрачением сознания, приносит видимое облегчение, но по сути дела
    это облегчение той же природы, что и сквернословие, то есть благодаря унижению другого у
    человека возникает иллюзия своего собственного достоинства.
    Говорят, что от шуток бывает хорошее настроение, - это неправда. После
    продолжительных шуток и смеха человек чувствует опустошение. Отмечено, что
    карикатуристы и клоуны в своей личной жизни отличаются угрюмым и раздражительным
    характером, а нередко и приступами черной меланхолии, как будто шутки и смех - это
    темные провалы души, в которых гаснет свет ума и исчезают духовные силы. Если человек,
    выслушав дюжину анекдотов и вдоволь посмеявшись над ними, станет на молитву, то он
    воочию увидит безобразие своей души. Есть психический комплекс шутника, который везде
    и всегда ищет несоответствия и уродства; для него вся жизнь - постоянный парадокс. Если
    он не шутит в течение одного часа, то чувствует какой-то внутренний дискомфорт, как
    пьяница, лишенный алкоголя, или наркоман, оставшийся без наркотиков, словно какие-то
    силы распирают изнутри его душу. Ему в полном смысле этого слова становится плохо. Он
    начинает шутить с такой жадностью, с какой голодные набрасываются на пищу. Человек
    настолько привыкает шутить, что шутит почти машинально. В его подсознании происходит
    постоянный поиск и обработка шуток. Он шутит даже неожиданно для самого себя. Когда
    такой человек начинает молиться, молитва у него порой превращается в кощунство.
    Привычка заставляет его искать уродливые ассоциативные образы, как бы некое
    передразнивание молитвенных слов.
    Диавол - любитель и ценитель шуток. Это - невидимый режиссер той клоунады,
    которая происходит в уме человека. Самое страшное последствие греха в том, что он удаляет
    от души благодать Духа Святаго. Нигде на иконах не изображены смеющиеся или
    улыбающиеся святые, ибо смех лишает человека самопознания, а шутки - покаяния. Зато
    диавол нередко изображается с оскаленными в улыбке зубами. Во времена языческих
    гонений на Церковь скоморохи и клоуны представляли собой антихристианскую силу; для
    толпы они имели такое же значение в своих уличных пародиях на христианство, как
    языческие философы - для античной интеллигенции. Даже больше: лишить человека чувства
    благоговения - значит отнять у него Бога. Иногда языческие правители нанимали скоморохов
    и артистов, чтобы те пародировали и осмеивали мучения христиан во время казни. Подлость
    всегда старается великое превратить в смешное. Господь сказал: Горе смеющимся (ср.: Лк. 6,
    25), горе, потому что они изгоняют Духа Святаго из своей души; горе, потому что они
    насмехаются над человеком - образом и подобием Божиим, а через творение - над Творцом;
    горе, потому что они теряют драгоценное время жизни; горе, потому что лишают себя
    глубины покаяния и чистоты молитвы.
    Мы назвали демона шутом, вернее, вспомнили его старое прозвище. Трагедия мировой
    истории представляется для демона мировой комедией. Толкая людей на грех и
    преступление, он затем смеется их легковерию и глупости. Для демона история - это
    постоянное одурачивание людей. Замечено, что тираны и революционные вожди - большие
    шутники.
    Слово человека несет в себе определенную энергию. Оно соединяет человека с
    космическими силами добра или зла, с ангелами или демонами. Высшее проявление
    человеческого слова - это молитва. Даже место, где совершается молитва, имеет свою
    особенную духовную атмосферу. Именно поэтому, входя в ограду монастыря, люди
    ощущают какую-то особую чистоту, ощущают ее почти физически, им хочется дышать этим
    воздухом всей грудью. Как-то к одной больной инокине пришла врач. Войдя в комнату, она
    сначала боязливо посмотрела на иконы, затем, послушав больную, села около нее на
    табуретку и через несколько минут сказала: "Какая умиротворяющая квартира! Я приду к
    вам еще".
    Есть слова, но есть другие, черные слова, которые несут в себе невидимую, мы бы
    сказали, метафизическую грязь - это миазмы брани, которые оседают на стенах жилища,
    въедаются в вещи, пропитывают своим зловонием одежду. Мы полагаем, что брань в
    метафизическом плане это нередко отказ от Бога и молитва к сатане. Попытаемся понять
    мистический смысл бранных слов и мы увидим, что они далеко не так безобидны, как
    принято считать.
    ...
    Слова не исчезают бесследно, поэтому квартира, где постоянно слышится брань и
    сквернословие, в духовном отношении становится похожей на общественный туалет,
    который никогда не убирается. Но самое страшное то, что адаптация к зловонию делает свое
    дело, и для сквернослова брань звучит как бодрящая музыка."

    Архимандрит РАФАИЛ (Карелин)
    ТАЙНА СПАСЕНИЯ. БЕСЕДЫ О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
    http://karelin-r.ru/nuke/books/22.pdf
    http://karelin-r.ru/books/index.html

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика