"Остров" как произведение искусства

  • Владимир К     03.01.2007 21:30

    Попытка критического разбора, предпринятая В. Семенко, на мой взгляд не удачная. После этой рецензии не поймешь, почему люди смотрят этот фильм, не рассчитанный на широкую аудиторию, действительно плачут во время просмотра, несмотря на многие "ляпы". После просмотра фильма я перечитал работу святителя Игнатия (Брянчанинова) "Христианский пастырь и христианин-художник".
    Святитель пишет:
    "Талант человеческий, во всей своей силе и несчастной красоте, развился в изображении зла; в изображении добра он вообще слаб, бледен, натянут".
    Нынешнее время практикуется исключительно в изображении зла. Фильм "Остров" - редкая попытка показать добро. Редчайший случай, когда попытка оказалась удачной, потому фильм и всколыхнул зрительскую аудиторию. Как возможно искусству изобразить добро?
    Святитель Игнатий пишет:
    "Когда усвоится таланту Евангельский характер, - а это сопряжено с трудом и внутреннею борьбою, - тогда художник озаряется вдохновением свыше, только тогда он может говорить свято, петь свято, живописать свято... Чтоб мыслить, чувствовать и выражаться духовно, надо доставить духовность и уму, и сердцу, и самому телу. Недостаточно воображать добро или иметь о добре правильное понятие: должно вселить его в себя, проникнуться им."
    Исполнитель главной роли П. Мамонов человек воцерковленный, исповедуется, причащается, и воцерковление его, действительно, было сопряжено с большой внутренней борьбой. Без этого духовного опыта он вряд ли убедительно смог бы сыграть роль отца Анатолия.
    Есть ли серьезные ошибки в фильме с духовной точки зрения, кроме внешних просчетов? Есть.Отец Анатолий говорит отцу Филарету, что не понимает, почему ему даны такие дарования.
    Преподобный Макарий Великий пишет:Ибо, кто сознает в себе греховный струп, страстями оскверняющий внутреннего человека, но не сознает в себе вспомоществования от Святаго Духа истины, укрепляющего немощь его и обновляющего душу сердечным веселием, тот остается без способности различения, не имея познания о многоразличном домостроительстве Божией благодати и Божия мира. А с другой стороны, и тот, кому вспомоществует Господь, и кто имеет уже духовное веселие и небесные дарования, если думает о себе, что не подлежит уже греху, обольщается, вдаваясь в обман, не различая утонченности порока и не разумея, что возрастание младенчества и усовершение во Христе бывает постепенно…».
    Духовное состояние отца Анатолия показано однобоко. То, что он оплакивает свой грех до конца жизни, говорит о духовной трезвости, отсутствии прельщения. Но обладая такими дарования, о. Анатолий не мог не чувстовать духовного утешения, веселия в Духе Святом. Образ получился колючим, резким, жестковатым.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика