"Зулейха", открой личико!

  • Urus     31.12.2006 22:52

    Уважаемый отец Вячеслав!
    Извините, конечно, если чем-то Вас обидел, когда заявил, что считаю замечания в Ваш адрес г-на Lajdemrа вполне резонными. Хотя, кстати, я оговорился, что брошенные им Вам обвинения в незнании истории безапелляционны. Я ни в коей мере не хотел подвергнуть сомнению Вашу профессиональную компетентность, как историка. Но в то же время я, право, никак не возьму в толк, к чему нужно было приводить в доказательство своей правоты энциклопедическую справку о татарах. Ведь прежнее Ваше замечание, на которое так бурно отреагировал г-н Lajdemr, было несколько иного свойства.

    Являясь по большинству принципиальных вопросов оппонентом г-на Lajdemrа, я не могу не признать, что не все его замечания беспочвенны. Заявив, что «татары» (под которыми он, судя по контексту, подразумевает именно казанских татар, являющихся, по большей части потомками волжских булгар) приняли ислам ещё в VI веке, он, безусловно, здорово «погорячился». Хотя бы потому, что сам ислам, как общеизвестно, появился только в VII веке от Рождества Христова, и булгары при всём своём желании никак не могли принять его раньше, чем он возник. Но то, что ислам в Волжской Булгарии действительно был официально принят на шестьдесят лет раньше, чем Владимир Святой крестил киевлян (то есть в 922 году), тоже общепризнанный факт, зафиксированный, в частности, в отчётах Посольства багдадского халифа аль-Муктадира 921 – 923 годов.

    Насчёт «монгольских степей» я с Вами также не могу согласиться. Здесь, к сожалению, имеет место очень распространённое заблуждение, присущее многим русским людям, целиком и полностью отождествляющим казанских татар с татарами, пришедшими на Русь из монгольских степей. Кстати, в приведённой Вами справке ясно написано, что: «В 16 – 19 веках в русских источниках татарами называли многие тюркоязычные народности (азербайджанцы, народности Северного Кавказа, Крыма, Средней Азии, Поволжья, Сибири, в том числе казанские, крымские, сибирские, астраханские татары). В 20 веке этноним «татары» закрепился преимущественно за волго-уральскими татарами». Вплоть до этого времени сами казанские татары чаще называли себя не «татарами», а «мусульманами» и даже «булгарами». Во время нашествия монголо-татар булгары оказали ожесточённое сопротивление войскам Батыя, остановив их в 1232 году около Биляра, и лишь в 1237 году захватчикам удалось разгромить Волжскую Булгарию и подчинить себе булгар. Затем их земли были включены в состав Золотой Орды, а сами булгары постепенно перемешались с завоевателями и стали представлять собой (по крайней мере, по отношению к русским) единое целое. В дальнейшем – с образованием Казанского ханства («осколка» Золотой Орды) – их стали называть «казанцами» и «татарами». Причём, помимо татар, Среднее Поволжье тысячи лет густо населяли представители другие тюркских, финно-угорских, а, согласно некоторым археологическим версиям, и славянских племён, которые вели оседлый образ жизни: чуваши, черемисы (марийцы), вотяки (удмурты), мордва и т.д.

    Таким образом, абсолютно неверным было бы считать, будто до завоевания Иваном IV Грозным Поволжье (по крайней мере – Среднее Поволжье) представляло собой «дикую степь», по которой кочевали «мобильные» татарские орды, кои могли быть легко выселены «обратно в монгольские степи и ещё севернее». Посмотрел бы я как русские стрельцы гонялись по непроходимым тогда поволжским лесам за чувашами и марийцами, чтобы отправить их «домой» – в Монголию! Слава Богу, русские цари никогда не ставили перед собой таких фантастических и бесчеловечных целей (хотя, кстати сказать, и отселили многих местных татар подальше от стратегически важных населённых пунктов и коммуникаций). Они проводили куда более мудрую национальную политику, направленную на интеграцию инородческого населения в общерусское православное пространство, в результате которой многие верой и правдой служившие Руси Православной татары и прочие инородцы получили дворянские титулы, были приближены ко двору и влились в русскую правящую элиту и высшее духовенство. Сейчас, к примеру, мало кто даже догадывается, что такие известные люди, как Патриарх Никон, историк Василий Ключевский, легендарный лётчик Михаил Девятаев, певица Лидия Русланова и многие другие известные герои русской истории и культуры – «из мордвы», народа, о котором многие в нашей стране вообще ничего не знают, обрусевшей мордовкой (родившейся на территории Татарии) является и современная певица Надежда Кадышева, та же инородческая кровь течёт и в выдающемся русском актёре Олеге Табакове. Я уж в связи с этим вообще не заикаюсь о татарах, чувашах и иже с ними. Какая тут, извините, к лешему, «монгольская степь»?

    Не надо уподобляться татарским, марийским и прочим националистам, пытающимся «с мясом» вырвать свои народы из единого российского организма с помощью всякого рода псевдоисторического бреда и кинематографических «шедевров», типа «Зулейхи». И не стоит, по моему мнению, обвинять в самонадеянности царя Ивана IV Васильевича и его последователей из Царственного рода Романовых. Русское государство (Царство Московское, Российская Империя) всегда было государством многонациональным и в нём всегда находилось место и для татар, и для калмыков, и для якутов, и для армян, и для многих – многих других (и даже для «жестоковыйных» евреев, чьи «духовные лидеры» в правление государей Николая I и Александра II начали было, кстати, всерьёз беспокоиться по поводу роста ассимиляционных настроений в среде своих соплеменников). И при этом это было Православное царство, не «делившееся в себе».

    Вы абсолютно правы в том, что в нём существовала «пятая колонна», которая в настоящее начинает приобретать угрожающие для единства страны и всего православного русского мира размеры. Но (по крайней мере, до конца девятнадцатого – начала двадцатого века) верховная власть и русское общество не давали возможности этой «пятой колонне» активно себя проявлять. Что мешает это делать сегодня? Ну, ладно, выведем «за скобки» нынешнюю верховную власть, как неспособную эффективно противодействовать росту разного рода националистических поползновений. Но русское общество-то пока у нас ещё, слава Богу, существует. Больное, искалеченное, но существует! Мы же, русские, всё ещё, как никак, составляем подавляющее большинство населения в своей стране! Что же мы, в конце концов, только скулим, пеняем на власть и всерьёз обсуждаем какие-то абсурдные предложения о создании «охраняемых резерваций» для инородцев, их насильственном крещении, или пытаемся сделать выбор между проектом предоставления «союзникам» «ограниченной воли» и проектом их полного подавления?

    Русские люди, к сожалению, в большинстве своём всегда имели и имеют склонность впадать по отношению к инородцам в опасные крайности. Так, в девятнадцатом веке, у нас появилась привнесённая с «цивилизованного» Запада либеральная «мода» идеализировать и «жалеть» инородцев в ущерб интересам собственного народа. Чем это в итоге кончилось, можно сегодня наблюдать воочию на примере той же «Зулейхи». Теперь многие из нас с каким-то необъяснимым смирением «проглатывают» все эти антиправославные и антирусские националистические поделки и выпады, хотя даже один единственный пикет у кинотеатра мог бы хотя бы обозначить отрицательное мнение по поводу этого фильма. «Проглотили» эту гадость, значит «проглотим» и следующую… Так что «ограниченную» (а местами – и неограниченную) волю мы «союзникам» уже предоставили, только вот воспользовались ей совсем не союзники, а наши противники.

    С другой стороны, в русском обществе сильны настроения, согласно которым все российские инородцы изначально являются врагами православия и российской державности. Такие люди знать не хотят историю этих народов, они склонны видеть в каждом инородце чужака, «чурку», представителя «пятой колонны» (только, уважаемый о. Вячеслав, не принимайте это на свой счёт, так как я прекрасно понимаю мотивы Ваших рассуждений и вижу в Вас человека, искренне переживающего за судьбу России и пытающегося разобраться во всех этих исторических хитросплетениях). При этом они совсем не отдают себе отчёта в том, что своим чуждым православию, «немецким» национализмом лишь отталкивают от русского народа и православия лояльных инородцев, играя на руку националистам всех мастей, которые твердят своим соплеменникам: «Посмотрите, вот они какие, эти русские: им наплевать на нашу историю, на нашу культуру. Мы чужие для них, чужие для России, и нам нечего в ней делать».

    Если мы не преодолеем этих двух опасных крайностей, то, действительно, окончательно растеряем ту державу, которую веками собирали наши предки. А, растеряв державу, растеряем и себя, как нацию, и свою веру православную, так как для русских эти понятия всегда были нераздельны. Извините ещё раз, если я Вас чем то обидел… Я просто выражаю свою позицию, без каких-либо «задних» мыслей.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика