Враг власти и друг государства

  • Рогозянский     26.12.2006 12:06

    Статья, кажется, больше всего о самом авторе, Павле Троицком, нежели об Александре Солженицыне. Нелеп вопрос: является ли А.И.С. в самом деле тем, что о нем думает Троицкий? Тем более странно вопрошать, мог ли Троицкий стать более великим или, по крайней мере, более безупречным в обстоятельствах Солженицына?

    Думаю, все от неправильно выбранных формы и стиля. Солженицын в культурном аспекте по отношению к нам - это как бы отдельная сторона света, время года, огромная глыба. Можно не любить пик лета или позднюю осень, но бесполезно им предъявлять претензии или пытаться изгнать из жизни. Статья должна была разворачиваться в жанре личного повествования, внутреннего диалога и называться: "Моя история знакомства с творчеством А.И.С" или, в крайнем случае: "В чем моя душа спорит с Александром Исаевичем?" . А что, по-моему вполне актуальная постановка вопроса! В.Н. Шульгин требует здесь от нас такой степени преданности А.И.С., которая граничит с полными растворением и самозабвением. В действительности, довольно часто бывает так, что мы, встречаясь с творчеством какого-нибудь гения культуры, не вполне соглашаемся с его видением и ощущаем необходимость самоопределиться в предложенной системе координат. Мощь таланта давит, рождает на некоторое время неприятное ощущение смыслового раздвоения. Так могут воздействовать, например, произведения Толстого, Горького, Бунина, часто Чехова, Лермонтова и др. Однако, не начинаем же мы ввиду этого развенчивать Бунина с Чеховым, отказывать их творчеству в значении! Зрелый человек всегда знает, куда, на какое место все это поставить. Впрочем, некоторая отвлеченность, "литературность" интеллигентского сознания зачастую ставит его в тупик и вынуждает его вычислять самого себя "от классиков". Или наоборот, что мы наблюдаем в примере П. Троицкого, исходить из принципа: двух не дано - или я, или Солженицын! Творчество А.И.С., в отличие от большинства литературных образцов, впрямую касается сложных исторических и политических реалий. Но, несмотря ни на что, это тоже культура и литература.
    Чего, к сожалению, не скажешь о позиции П. Троицкого, который по-своему переживает написанное, часто не соглашается, не может найти ответа, но разрешение ищет... в ущербности личной позиции и в биографии автора. В результате мы получили нечто подспудно эмоциональное, но облеченное зачем-то в форму анализа, почти что судебный вердикт. Ситуация вообще-то курьезная: уже полвека, как А.И.С. читают, по его произведениям дискутируют и вот не доставало необыкновенной принципиальности и знания Павла Троицкого, чтоб наконец осознать, кто есть кто.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика