"Русский марш" и молодежные субкультуры

  • Автор публикации     17.12.2006 19:48

    ДЕЛЯГИН, ПЕШИ ИСЧО!
    ЖЖ-язык как последнее прибежище оппозиционера

    Два года назад, став главным редактором русского «Newsweek'a», Леонид Парфенов (сам или по чьей-то подсказке – неизвестно) с помощью одного изящного шага сумел хоть и ненадолго, но все-таки завоевать симпатии молодой интернет-аудитории. Один из первых номеров парфеновского журнала был посвящен «падонковскому» интернет-сленгу – языку, на котором к тому времени уже лет пять как разговаривала продвинутая часть интернет-аудитории, но никто из офлайновых лидеров общественного мнения не обращал на это внимания. Парфенов обратил – и выиграл, ссылки на ту, в общем, довольно средненькую статью об «афтарах» и «зачотах» встречаются в интернете до сих пор. На тираж журнала, правда, это никак не повлияло – интернет-аудитория не привыкла покупать бумажную прессу. Но как имиджевый ход – вполне красиво.
    Похожий трюк на недавнем съезде рогозинского «Конгресса русских общин» проделал экономист Михаил Делягин. Его выступление под названием «Из России отчаявшейся будет Россия благословенная» несколько дней висело на главной странице яндексовского «Поиска по блогам» в пятерке самых популярных постов. И неудивительно – впервые программная речь относительно известного политика практически полностью состояла из ЖЖ-терминологии. Ключевыми словами выступления Делягина стали неологизмы «нерусь» и «кремлядь», придуманные и введенные в обиход двумя популярными ЖЖ-юзерами. Еще было слово «жирнолизды» (применительно к прокремлевским журналистам), автор которого неизвестен (может быть, даже сам Делягин), но тоже наверняка кто-то из ЖЖ. Для полноты картины Делягину стоило бы еще поднять к потолку руки и воскликнуть «Превед!» - но, видимо, это еще впереди; у Парфенова рекламный щит с «Преведом» появился спустя год или что-то около того после первой публикации о «падонках».
    Превращение Михаила Делягина из вальяжного советника вальяжного Касьянова в нынешнего «Белковского для бедных» - тема для отдельного (и неинтересного) разговора. Гораздо интереснее сама тенденция: впервые политик пытается начать завоевание симпатий публики с завоевания симпатий блоггеров. Почти по Носику с его «Супом» - там коммерциализация блогов, здесь – попытка привлечь внимание юзеров и конвертировать его в политические симпатии.
    В общем, Михаил Делягин действительно произнес историческую речь. Очевидно, именно для того, чтобы не оттенять историческое ЖЖ-значение своей речи, Делягин сделал ее подчеркнуто пустой в остальном. А она действительно пустая – не считать же содержательным упоминание о ДПНИ как о «наиболее боевом, передовом отряде патриотического движения». Это, как говорят в ЖЖ, баян; все и так знают, что в «патриотическом движении» (как и во «внесистемной оппозиции» в целом) нет ничего более боевого и передового, чем ДПНИ. Правда, это скорее не заслуга специалистов по нелегальной иммиграции, а признак абсолютной бесцветности всех остальных оппозиционеров – от Касьянова до Рогозина.
    И самое главное. Важнейшим свойством любых попыток поставить блогосферу на службу офлайну была и остается их полная бесперспективность. Любое явление, экспортируемое из блогосферы в офлайн, моментально теряет ценность внутри самой блогосферы. Как только об «афтарах» стали писать в бумажной прессе, блоггеры переключились на «превед». Как только «превед» растиражировался на футболках и рекламных щитах, в ЖЖ заговорили о том, что «не все доживут до зимы». Делая «нерусь» и «кремлядь» своими партийными лозунгами, Делягин лишает эти термины того эксклюзивного очарования, которое давало им право на жизнь в блогосфере. Офлайновая же аудитория, не посвященная в ЖЖ-шный новояз, этими словами все равно не проникнется. «Нерусь? А что это такое?»
    Впрочем, очевидные плюсы у делягинского эксперимента с ЖЖ-терминологией тоже есть. Представители «внесистемной оппозиции» в российской блогосфере в последнее время сделали ряд серьезных шагов по окончательному переформатированию своей политтусовки в виртуальное закрытое сообщество с собственным языком и собственными, известными только посвященным, смыслами (показательна недавняя дискуссия о «русском сепаратизме» в дневнике одного из таких оппозиционеров – доказывая постороннему оппоненту свою правоту, члены сообщества используют загадочные термины «Штепа» и «Пожарский» и искренне удивляются тому, что оппонент их не понимает). Если этому сообществу хватит воли и разума отказаться от претензий на власть, со временем оно вполне может превратиться в нормальную ячейку гражданского общества наподобие, скажем, толкиенистского движения. Лингвистические эксперименты Михаила Делягина вполне могут поспособствовать такому развитию событий.

    13.12.2006
    Олег Кашин
    www.globalrus.ru

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика