Россия и Церковь после Цхинвала
- Непомнящих Игорь
23.10.2008 13:13
Да, действительно Св. Григорий Палама ничего не прибавил в исихазме, но только изложил в слове то, что знали и делали и до него Отцы Церкви. Действительно, богословие - изложение в слове духовного опыта общения с Богом - создавалось только в ответ на искажения из-за забвения духовного опыта Отцов. И эти искажения происходили не только из-за забвения, перерыва в преемственности, но и из-за изменения языка, мышления человечества с течением веков. Необходимо было переизложить опыт Отцов на уже изменившемся языке, в изменившихся понятий с сохранением сути, истинного опыта Отцов. В этом смысл, так называемого, академического богословия. Конечно, не всегда это академическое богословие выполняло эти цели, поскольку не всегда были такие богословы, которые могли выполнить эту задачу. Но в этом не виновато само академичесое богословы, а виноваты плохие богословы, которые не имели необходимого личного глубокого духовного опыта, а были лишь начитанными и часто по книгам, списанных у латинян, по которым и учились богословы в дореволюционной России. И сейчас мы в значительной степени зависим от них в получении информации о духовном опыте Отцов, поскольку после гибели Византии греческие богословы ушли на Запад и там развилась и потом продолжала развиваться богословская наука. Конечно, монаху в келье не нужны все эти штудии, но мирянам, окруженным современным наукофицированным миром, рабочий день которых связан с работой в западной рациональной науке или в сознательном использовании ее в технике (а таких сегодня 90% мирян), то есть которые подвергаются ежечасно воздействию западного мировоззрения, православное богословие необходимо, иначе их душа будет разорвана дуализмом, что мы и имеем сегодня у большинства православных мирян. Более того, им нужно не только собственно богословие, а и православное изложение знания о мире, - не то, которому его учат со школьной скамьи и в институте с позиций западного мировоззрения, а православное изложение естествознания и наук о человеке. Такого изложения еще почти нет и его нужно еще создавать. Именно из-за его отсутствия и возникает у некоторых православных, жизнь которых связана с естествознанием, с техникой, с общественными науками, мнение об отрыве православия от реальности и желание позаимствовать что-то у Запада - возникает то, что мы называем обновленчеством. Если Вы монах - Вам путь св. Силуана Афонсокого, но если вы в гуще мира, то не лицемерьте: православное богословие и православное изложения естествозанния Вам необходимо, чтобы не разрываться ежеминутно в дуализме, чтобы не быть лицемером в своих мыслях и действиях в мире. Отрицая это Вы не только просто лицемерите и грешите лично, но и поощряете обновленцев, убеждаете их в правоте своим примером, создаете почву для обновленчества, которое искренне - по их мнению - хочет устранить дуализм современных православных, но ценой отхода от православия, то есть вместе с водой выплестнуть и ребенка.
|