Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец

  • Сергей Григорьев     21.11.2006 02:13

    Не знаю, как к вам обращаться, ну, скажем аноним. Увидев ваш пост, подписанный перевернутыми моими инициалами (а в поле Email указан почему то наш редакционный адрес?!), я собрался было его удалить, но наши сотрудники мне объяснили, что это писавший наверное так пошутил. Мне это смешным не показалось, впрочем, я не настаиваю, мне также не кажутся смешными и многочисленные шутки петросяна и подобных ему телевизионных шутников, возможно из-за отсутствия у меня чувства юмора.

    Теперь по сути вашего вопроса, хотя он меня слегка удивил. Может быть, задавая его, вы опять пошутили? Тем не менее, связанный обязанностью любого христианина отвечать о Христовом учении, если о нем спрашивают, отвечу.

    Нравственность или мораль - это некая система правил поведения человека в отношении окружающих людей и общества в целом. Основанием нравственности всегда служат религиозные или философские представления. Соответственно и нравственность может быть христианская, мусульманская, коммунистическая и т.д. в зависимости от религиозного основания. В дореволюционной гимназии в общем курсе «Закона Божьего» последние 2 года обучения (7 и 8 классы) учащиеся проходили предмет, который так и назывался - «Нравственность». Программа этого курса предусматривала знакомство учащихся с различными нравственными системами (религиозными и философскими) и в большей степени - с вершиной нравственных учений человечества - христианской нравственностью. Пришедшие к власти большевики упразднили предмет «Нравственность», частично переложив его смысловую нагрузку на «Литературу» и «Историю». Поэтому ваша и Э.Лехнова неосведомленность в таких вопросах вполне понятна - не учили советского человека никакой нравственности, кроме кодекса строителя коммунизма. В 90-х годах, работая учителем истории в средней школе, я впихивал в свой курс, в ущерб собственно истории, хотя бы общие положения христианской нравственности по Декалогу Моисея (Исх.20) и Заповедям блаженства (Матф.5). Но сейчас, когда и Священное Писание и святоотеческие толкования, да и собственно курсы нравственного богословия вполне доступны едва ли не в любой книжной церковной лавке, задавать вопрос: «где можно прочитать о христианская нравственности», некрасиво для взрослого человека. Надо немного и самому потрудиться.

    Богословие условно разделяют на догматическое и нравственное, причем первое отвечает на вопросы, касающиеся христианского представления о бытии Бога, мира и человека, а второе - том, как должно поступать христианину, а как поступать не следует, что есть в реальной жизни добродетель, а что - грех перед Богом. Основание нравственное богословие (впрочем как и догматическое) черпает в Четвроевангелие, растолковывается христианская нравственность в Апостоле, в трудах Мужей апостольских и Святых отцов. Вкратце и догматические и нравственные стороны христианского учения излагаются в катехизисах. Очень рекомендую «Пространный христианский катихизис православной кафолической восточной Церкви» святителя Филарета Московского (Дроздова). Если не найдете в книжных лавках, спросите в библиотеках при храмах или у верующих в церкви.

    Теперь о духовности. Это понятие не вполне определенное, если не сказать вообще неопределенное. Верующие, хотя бы раз прочитавшие Новый Завет и катихизис, в беседах между собой его практически не используют. Это не очень определенное понятие православные проповедники вынуждены использовать, когда обращаются к безрелигиозному обществу, к людям, не знающим православного вероучения, но уверенным, что знают как надо жить. Если таковым говорить о нравственности, они могут подумать, что их обличают в безнравственности и обидеться (1Кор.3.2). Особенно часто этим понятием приходиться пользоваться Святейшему Патриарху и другим архиереям, когда они проповедуют не в Церкви, а на приемах, в интервью светским СМИ и в т.п. случаях.

    О постах Э.Лехнова. Они переполнены такими несуразностями, что на каждую отдельно надо подробно отвечать, но в каждом его тексте, как правило, содержится целый ряд этих несуразностей, опирающихся друг на друга. Это примерно так можно пояснить: скажем, пишется текст, в начале которого голословно утверждается, что якобы православие считает, что земля плоская, затем к этому основанию прилагаются в смеси как (чаще) истинные, так и ложные (реже, чтобы не перегрузить) утверждения. А в конце как бы наивно спрашивают, может я в чем-то неправ? И выходит вроде корректно и уважительно, но, видно, что за внешним уважительным тоном, очень часто скрывается ирония и ерничание. А это - провокация. Обсуждать что либо всерьез с таким человеком невозможно, ему аргументы не нужны, ведь у него цель не поиск истины, а пропаганда собственных заблуждений. Поэтому я и сделал ему предупреждение. Оно касается и вас, аноним.

    Простите. Сергей Григорьев

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика