Идеология священника Александра Шмемана
- Рогозянский
10.10.2008 17:23
О. Викентий, мы, слава Богу, не в первый раз с Вами говорим. Ну что я смогу до Вас донести, если у Вас: "собственными ушами слышал от о. Петра на лекции, что он только ставит вопросы, а ответ нужно искать соборным разумом, но не индивидуальным"? Ну давайте тогда отвлечемся, представим, что другой человек, не о. Петр, несёт по какой-нибудь теме блажь, любым тоном, со всяческими ёрническими искажениями фонетики и в конце прибавляет: "Но учтите: я только ставлю вопросы. Ответов я не давал, ко мне никаких претензий. Ответы пусть ищет соборный разум". С Вашей точки зрения по-видимому этим всё и оправдывается. Я таким образом не считаю. Как нам на этом договориться? Мы не договоримся. Выход один: перестать разыгрывать фарс. Мол, "а ты докажи!" Никто никому доказывать не собирается. Если Вы до сих пор не уловили, что неприятие о. Петра закономерно и объективно, что о. Петр нуждается не в оправдании, а что о. Петру нужно менять отношение, то... По теме. Я подозреваю, что у, как выражается о. Петр, "нормального человека", а по сути у человека современного и массового, вообще нет никакого желания поститься-молиться. Ну и малейшая возможность как-то там оправдаться-прикрыться "контекстом" приводит к уже полнейшей невозможности в обратную сторону выправиться. Тем более, "постиццо и молиццо" и "непродуктивно". Ну что Вы, в самом деле, ребенок, что ли? Для чего, самому теряя лицо, называть серое розовым? Кто в это поверит? Вы таким образом, что ли, сами себя убеждаете или медитируете на о. Петра и "контексты"? Понятно, что эти "постиццо и молиццо" и "непродуктивно" - далеко, совсем, абсолютно не "о. Петр указывает, что сами по себе пост и молитва не обязательно делают человека христианином". Это выражение, причем недвусмысленное, пренебрежения. Если кто-нибудь что-нибудь из этого возьмет, то конечно идею о посте и молитве как наименее ценных и уважаемых занятиях. Вам хочется смягчить - Ваше право. Есть люди, которые вообще всех всегда мирят. Иеродиакон Викентий может быть одним из таких людей. Если он будет вообще мягок, без "мозолей Рогозянского" и "тог нравственности". Не то Ваши рассуждения не очень-то убедительно выглядят. Строгость в одну сторону и мягкость в другую. Я думаю, дело не в том, что о. Петр что-то там несовершенно формулирует. Я думаю, проблема в том, что он вообще большинство вещей сперва говорит, а уже потом начинает думать, что сказал. Т. е. это такое состояние, вполне определенное, если говорить с психологической и духовной точки зрения. Когда тебя букв. несёт, и намерения намерениями, хочется лучше, а получается, увы, как всегда. И это в конкретном случае, конечно, есть профнепригодность. При всех неисчислимых достоинствах. Возможно, вот сейчас "постиццо и молиццо - непродуктивно" о. Петр бы не написал. А в тот раз написал. И из подобных непроверенных, поверхностных, направленных на внешний эффект вещей у него на 90% состоят выступления. Как отнестись к человеку, который, возможно, самый прекрасный человек в мире, но которого отчаянно несёт в самые ответственные моменты? Т. е. вы посылаете его, предположим, по работе с печатями и авизо в Екатеринбург и там на него, как на Кису Воробьянинова, находит вдохновение сеятеля? Хороший человек, но ничего серьезного ничего в руки давать нельзя. Здесь, в нашем примере еще бОльшая драма, поскольку человек, отчаявшись в монашеском делании, вылез в концептуалисты и переосмыслители церковного учения. Со своими-то отвязными мерками, прибамбасами и ухваточками наподобие "постиццо" и "молиццо". Естественно, что ему говорят: оставьте в покое церковное переустройство и молодые души, которым нужны другие, не вашего типа наставники, и будьте себе на здоровье самым прекрасным человеком. Как только закончится это шарнирно-шатунное дергание перед публикой, исчезнут любые вопросы. Т. е. это ведь очень логично, не правда ли: либо следить за собой и зарекомендовываться серьезным человеком, либо продолжать паяцничать и не претендовать на особые роли? Одного и второго совместить вроде как никому еще не удавалось. Вы в конце концов должны и нас понимать. У Вас предположим есть собственные впечатления от о. Петра. У других этого нет. Мы по сути другим о. Петра вовсе не знаем, кроме как шарнирно-шатунным, на веревочке. Ну да ладно, много места и времени.
По аналитике. ///но засвидетельствовал своей кончиной силу христианской веры///. Или восполнил что-то, чего в жизни не умел сделать. Или искупил. Или переосмыслил (последние записи "Дневника" сильно отличаются). Неизвестно. Я бы на Вашем месте не стал от себя домысливать.
///Снимай мантию и уходи в мир. Очень аналитично. А Церковь тогда на что?/// Как на что? Из Церкви уходить необязательно. Речь вообще о том, что мантия - это определенная рекомендация, печать качества, гарантийное обязательство Церкви, если хотите. Что вот под этой мантией и с этим крестом перед тобой стоит не кто-нибудь, а полномочный представитель всего православного монашества и священства. Которые в свою очередь имеют определенные традиции, образ, нормы. Если этого не нужно, не хочется чему-то там соответствовать, накладывать на себя ограничения - тогда какие проблемы? В заштат. Занимайся, чем хочешь. Так будет гораздно честнее. чем приобретать авторитет от клобука и рясы и, укрываясь за ними, нести отсебятину. Свое нынешнее положение иг. Петр, замечу, приобретает именно как представитель православного монашества и священства. Никому не известно, на что был бы годен или не годен Вася или Петя, не знаю как там, Мещеринов в качестве музыковеда-мирянина. Но ведь он не считает, что это к чему-либо обязывает. "Концепция частного лица" - что Вы хотите! Не хухры-мухры. Буду в рясе, с клобуком, насельником монастыря, начальником Патриаршего центра - и, представьте себе, частное лицо, ничего более! Если оправдываться, то ЦДРМ находится под возглавлением самого Святейшего. Если на форуме ЦДРМ лабуду разводить, про причащение в менструации, то Святейший вроде бы как уже и не нужен.
///какие причины того, что для личности пост и молитва не приносят плода? За примерами не далеко ходить. Вот на сем почтеннейшем форуме есть люди, которые – я ни секунды не сомневаюсь – усердно постятся и молятся, но при этом они исполнены паталогического антисемитизма. Почему пост и молитва не прочистили им мозги? как сочетается в их личностях ненависть и глупость с молитвой?/// Вы за рулем, о. Викентий? Если за рулем, знаете, что ПДД вообще-то по большому счету никто не соблюдает. И автоинспекция в первую очередь. Слушайте, а давайте-ка их отменим? Ну, всё равно ведь не соблюдают, никто! Отменим - ничего следовательно не изменится. Будет только лучше, взятки брать перестанут. Или, в стиле о. Парфенова: "Чем жестче с нами ГАИ, тем сильней будет последующий взрыв, и с тем большим превышением скорости все будут ездить". Бу-у-уря, пусть сильнее грянет бу-у-у-уря! Если серьезно, то конечно без поста и молитвы могут быть самые разные эксцессы. Включая самодурские, антисемитские, космополитские, свободолюбивые и т. д. Но предложение переоценить, поставить под сомнение саму необходимость поста и молитвы, выстроить новую систему, где бы о посте и молитве упоминалось с пренебрежением - это конечно переход на другую ступень, в абсолютные памороки. Поскольку любой самый страшный антисемит наклонит голову, если ему в частной пастырской беседе напомнить о посте и молитве. А вашему брату хоть кол на голове теши. Он уже уничтожил, размотал-растранжирил при посредстве "молиццо и постиццо" саму серьезность этого.
|