Идеология священника Александра Шмемана

  • Рогозянский     09.10.2008 09:17

    Сожалею теперь, что не записал другие рассказы об о. Александре людей, знавших его. Но смысл близок к воспоминаниям А.Дворкина. В тех же "Дневниках" есть следующая весьма ясная цитата: "«Внутри» религии я ощущаю себя радикальным спорщиком. Но со спорщиками я чувствую себя консерватором и традиционалистом" (с. 106).
    Конечно, не нужно для разрешения наших сегодняшних проблем "топить" о. Александра. Достаточно показать разницу между его опытом и о. Мещериновым или о. Дудченко. Это без сомнения разные люди! И недоразумением является то, что имя Шмемана теперь таскает почем зря наша "церковная демократия", а не само наследие Шмемана.
    Они создают видимость, что благоговеют перед памятью своего учителя и предшественника, между тем являясь конечно обыкновенными спорщиками, антисистемно и лозунгово настроенными. О. Александр прежде всего был человек культуры, можно сказать фундаменталистом культуры. Это довольно непривычно для нас теперь, но это часть старого русского мира, дошедшего до нас в отдельных человеческих образцах, А. Лосева, Н. Трауберг, митр. Антония и др. Далее, он был человеком дела. Свято-Владимирская семинария была создана им, а богословское образование - это знаете ли, весьма непростая и консервативная вещь, его на пустом месте не создашь без большого труда, мудрости, такта, вкуса и пр. Из ЦДРМ например никогда не выйдет ничего другого, чем ЦДРМ. Эта структура сама собой, своей такой... фантазийностью и антисистемностью целиком задана. Странно, не правда ли, было бы видеть о. Петра на месте ректора и научного руководителя, председателя диссертационной комиссии большой церковно-образовательной структуры. А о. Александр был создателем и руководителем большого коллектива, и не только, но еще и секретарем Синода. Это большой опыт такого... нелинейного свойства, где диссидентские наклонности ничего не дают, надо не расхолаживать окружающих какими-то "идеями", "свободой", а наоборот исповедовать общие культуру, иерархию, дисциплину. Конечно, по тому, что иной раз слышишь от о. Петра понимаешь, что наши сегодняшние "шмеманисты" в кавычках - это абсолютная шантрапа. Это такой профанизированный уровень, на котором, во всеуслышание "молиццо и постиццо - непродуктивно", "обратить пол-Европы", "молодежь uber alles", "никто не может запретить мне служить на Майдане" и пр. Не только в сравнении с о. Александром, но и просто любого человека, имеющего опыт жизни и понятие о культуре, это коробит и отвращает. Здесь только себе представить: о. Петр или какие-нибудь srechkunov, samurfila, vasya tapkin в Крествуде, во времена ректорства там о. Александра, преподавания проф. Верховского, о. Иоанна Мейендорфа... Кем они были бы в этих условиях? Да обыкновенными оболтусами, проблемными личностями и уж совсем никакими не единомышленниками о. Александра.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика