Он не заслужил света

  • Сергей Чечаничев     18.03.2006 09:10

    Сижу вот и слезы на глазах. Наконец-то дождался глубокого, понимающего и проникновенного слова о романе.
    Низкий поклон нашему замечаетльному русскому философу Александру Леонидовичу Казину. У меня тоже есть небольшая статья посявященная роману. Привожу ее ниже.
    Спаси, Господи.
    Сергей.

    Оправдание Маргариты

    Знаменитый русский мыслитель и патриот, один из основателей Союза Русского Народа Николай Марков свою книгу «Война темных сил» начал такими словами: «Существование тайных темных сил столь же несомненно, как существование незримых глазу бактерий и бацилл. Это факт реальной действительности. Изучение деятельности темных сил необходимо для того, чтобы уметь избегать их вредного, подчас гибельного, для человечества влияния.
    Известный писатель Гюисманс в своей книг “La bus” писал: “высшее достижение сатаны в том, что он сумел убедить человечество в своем небытии”.
    Поразительно, но это так. Большинство “христианского” общества не верит в существование диавола, не верит вопреки свидетельству Святого Евангелия. А раз нет сатаны, — нет и диавольских темных сил, нечего, значить, и остерегаться, тем более бороться с тем, кого нет... Поистине, это высшее достижение врага рода человеческого который был, есть и будет — до истечения времен и сpокoв своих.».
    На мой взгляд одной из главных задач М.А. Булгакова ставилось показание явственного присутствия диавола в этом мире - в нашей жизни. И с этой задачей писатель справился блестяще. После прочтения романа трудно не поверить в бытие сатаны. И ужас который охватывает человека от этого факта, может исцелить лишь осознание присутствия в мире Всемогущего Творца перед которым диавол абсолютно бессилен и как следствие - вера в победившего сатану Христа.
    Что касается Маргариты, то за всем ее внешним грешным поведением, которое обусловлено пленением и попаданием ее в дивольские сети, необходимо разглядеть и ее христианскую жертвенность и бескорыстие поступков.
    Приведу небольшую притчу из «Братьев Карамазовых» Ф.М. Достоевского:
    - Видишь, Алешечка, — нервно рассмеялась вдруг Грушенька, обращаясь к нему, — это только басня, но она хорошая басня, я ее, еще дитей была, от моей Матрены, что теперь у меня в кухарках служит, слышала. Видишь, как это: "Жила-была одна баба злющая-презлющая и померла. И не осталось после нее ни одной добродетели. Схватили ее черти и кинули в огненное озеро. А ангел-хранитель ее стоит да и думает: какую бы мне такую добродетель ее припомнить, чтобы Богу сказать. Вспомнил и говорит Богу: она, говорит, в огороде луковку выдернула и нищенке подала. И отвечает ему Бог: возьми ж ты, говорит, эту самую луковку, протяни ей в озеро, пусть ухватится и тянется, и коли вытянешь ее вон из озера, то пусть в рай идет, а оборвется луковка, то там и оставаться бабе, где теперь. Побежал ангел к бабе, протянул ей луковку: на, говорит, баба, схватись и тянись. И стал он ее осторожно тянуть и уж всю было вытянул, да грешники прочие в озере, как увидали, что ее тянут вон, и стали все за нее хвататься, чтоб и их вместе с нею вытянули. А баба-то была злющая-презлющая, и почала она их ногами брыкать: „Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша". Только что она это выговорила, луковка-то и порвалась. И упала баба в озеро и горит по сей день. А ангел заплакал и отошел".
    На мой взгляд, эта притча достаточно сильно перекликается с той сценой из романа, когда Маргарита, в качестве своего вознаграждения за участие на балу, попросила Воланда не подавать Фриде на ночь носовой платок, которым та удушила своего ребенка. Для меня эта сцена явилась ключевой и наиболее запоминающейся в романе.
    Ибо требование Маргариты, которая могла бы просить все что угодно - в первую очередь - возвращения Мастера или богатства, славы, власти – «все царства мира и славу их» (Мф.4.8.) и как бы предстоя перед искушением, как и предстоял перед ним Господь наш Иисус Христос – вспомним слова Евангелия: «все это дам Тебе» (Мф.4.9.) – попросила не для себя и не за себя, но для ближнего своего.

    И этот поступок совершенно не соответствует приписываемому ей образу ведьмы. Милосердие и сострадание ведьмам совершенно не присущны. Ведьма бы так не поступила, ибо ведьмы не умеют страдать. Оправдание Фриды – есть оправдание Маргариты. Это и есть ее «луковка». Но не только ее, но и всех тех, кого она потянет за собой из огненного озера своим благородным и поистине христианским поступком. Даже Воланд должен признать, что Маргарита: «судя по всему, ЧЕЛОВЕК ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ДОБРОТЫ». И здесь Мастер – Булгаков через слова Воланда передает нам всю суть характера Маргариты.
    Ибо высший смысл заключается не в словах и действиях, а в том, что у тебя на сердце.
    На балу - во время встречи с Фридой Маргарита очень точно и поразительно глубоко ставит вопрос о первопричине события: « А где же хозяин этого кафе?» - т.е. тот человек, который совершил над Фридой насилие. Сострадательному сердцу Маргариты непонятна та несправедливость, когда страдает потерпевшая, но не тот, кто должен нести всю ответственность за совершенное преступление.
    В этом смысле все «писатели» бросающие сегодня камни в Маргариту выступают в роли «заскрипевшего снизу кота»: «Причем здесь хозяин? Ведь он не душил младенца в лесу!».
    Но они, как и кот Бегемот говорят «юридически…с юридической точки…». Бог им Судия.
    Очень хочется сказать им слова, которые Маргарита (не сдержавшись) прошептала в ответ коту. Но наверное это будет не по-братски.


    Сергей Чечаничев.
    Санкт-Петербург

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика