Сегодня Великая Среда
Православные христиане вспоминают приготовление Господа к погребению и предательство Его Иудой
В Среду Страстной седмицы Церковь вспоминает помазание Господа и Спаса нашего Иисуса Христа миром в доме Симона, приготовляющее Его к погребению, и договор Иуды с иудеями о предательстве Спасителя за тридцать сребреников.
Ночь на среду Господь провел в Вифании. Здесь, в доме Симона прокаженного, в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Христа хитростью и убить Его, некая женщина принесла алавастровый сосуд мира и возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем приготовила Его к погребению, как сказал Сам Он о ее поступке. Помазание миром на Востоке употреблялось не только в смысле высшего значения, как при помазании царей и первосвященников, а и в обыденной жизни людьми богатыми и знатными, ради удовольствия. Помазывали обыкновенно волосы на голове, лоб, лицо, бороду, одежду (Пс. 22:5; 132:2; Еккл. 9:8 и др.), а в знак выражения особого почтения кому-либо — ноги.
Здесь же, в противоположность бескорыстному поступку женщины, родилось в неблагодарной душе Иуды, одного из двенадцати учеников Спасителя, преступное намерение предать беззаконному совету своего Учителя и Господа. Поэтому в церковной службе Великой Среды прославляется жена и порицается и проклинается сребролюбие и предательство Иуды.
Иуда осудил поступок этой женщины, сказав, что за эти деньги можно было бы накормить многих нищих. Однако, как повествует о том Святое Евангелие, сказал он так не из жалости к нищим, а по своему сребролюбию. Это подтвердил дальнейший его поступок. Иуда пошел к первосвященникам и спросил у них, сколько ему дадут денег за предательство Христа.
«Та — искала оставления грехов, а этот — взял сребренники. Грешница принесла миро для помазания Господа; ученик соглашался с беззаконными. Она — радовалась, тратя миро многоценное; этот — заботился продать Неоценимого. Она — Владыку познавала, а этот — от Владыки удалялся. Она — освобождалась от греха, а этот — делался пленником его», — говорит об этих евангельских событиях Святитель Иоанн Златоуст.
В этот день совершается последняя литургия Преждеосвященных Даров, в последний раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» с тремя земными поклонами. После этого в Церкви прекращаются земные поклоны, кроме поклонов перед Плащаницей, до самой вечерни праздника Троицы (Пятидесятницы). В этот день православные стараются исповедоваться, покаяться в своих грехах, как покаялась в них евангельская блудница, припав к ногам Спасителя, чтобы на следующее утро вместе со всей Церковью причаститься святых Христовых Таин.
Русская линия
Александр Коновалов назначен на должность судьи Конституционного суда России
Кандидатура бывшего министра юстиции, выпускника СПбГУ и ПСТГУ была внесена в Совет Федерации президентом РФ
16 апреля 2025 года на заседании Совета Федерации сенаторы рассмотрели кандидатуру известного православного политика, выпускника Санкт-Петербургского государственного университета и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александра Коновалова, предложенную президентом России для назначения судьей Конституционного суда РФ, сообщает официальный сайт Совета Федерации РФ.
Кандидатуру представил председатель Конституционного суда Валерий Зорькин.
Александр Коновалов имеет обширный практический опыт в сфере юстиции, законотворчества, конституционного правосудия и государственного надзора. Он занимал должности прокурора Республики Башкортостан, полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе, министра юстиции России, с 2020 года являлся полномочным представителем Президента РФ в Конституционном суде.
Перед сенаторами выступил председатель Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству, полномочный представитель верхней палаты парламента в Конституционном Суде Андрей Клишас. Затем Александр Коновалов ответил на вопросы участников заседания.
По итогам обсуждения Совет Федерации принял решение назначить его судьей Конституционного суда.
Александр Коновалов принес присягу судьи Конституционного суда РФ и удостоверил ее личной подписью.
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко вручила Александру Коновалову мантию судьи Конституционного суда РФ.
Александр Коновалов родился 9 июня 1968 года в Ленинграде, приводит биографию политика газета «Ведомости». После школы в течение двух лет проходил службу в Вооруженных силах СССР, затем поступил на кафедру гражданского права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, окончив его в 1992 г. по специальности «правоведение». В 1999 г. в СПбГУ защитил кандидатскую диссертацию на тему «Владение и владельческая защита в гражданском праве», а в 2019 г. — докторскую («Принципы гражданского права: методологические и практические аспекты исследования») в Московском юридическом университете им. О.Е. Кутафина.
Свою карьеру Коновалов начал сразу после окончания университета в 1992 г. с должности помощника прокурора, а затем — следователя прокуратуры Выборгского района Санкт-Петербурга. В 1994—1997 гг. служил прокурором отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности прокуратуры Санкт-Петербурга. В 1997 г. стал заместителем прокурора Московского района Санкт-Петербурга, а в 1998 г. — прокурором этого района. С 2001 по 2005 г. был заместителем и первым заместителем прокурора Санкт-Петербурга.
В феврале 2005 г. ненадолго стал прокурором Республики Башкортостан, но уже в ноябре был назначен полномочным представителем президента РФ в Приволжском округе. 12 мая 2008 г. вскоре после избрания Дмитрия Медведева президентом России А. Коновалов стал министром юстиции и прослужил на этом посту до 21 января 2020 г. С 31 января 2020 г. после отставки с должности министра представляет президента в Конституционном суде.
А. Коновалов — действительный государственный советник I класса и юстиции РФ. Награжден орденами Почета (2008) и «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Женат, имеет троих детей. Кандидат в мастера спорта по академической гребле. В мае 2023 г. был включен в санкционный список США.
Русская линия
Митрополит Бориспольский Антоний: Мы должны идти по пути нашего Спасителя, и этот путь к воскресению лежит через Голгофу
Управляющий делами Украинской Православной Церкви прокомментировал обыски, прошедшие у него в Киевской митрополии
Управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварский Антоний прокомментировал обыски, произошедшие 15 апреля 2025 года в помещениях Киевской митрополии. По словам владыки, обыск проводился в его кабинете, приёмной, а также в канцелярии Киевской митрополии. В результате были изъяты три компьютера, сообщает портал Raskolam.net со ссылкой на Информационно-просветительский отдел УПЦ.
Архипастырь заявил, что обыск был проведен корректно (если вообще так можно заявить о данной процедуре), и выразил благодарность за поддержку верующим Украинской Православной Церкви.
По факту обыска и антицерковных действий украинских властей митрополит Антоний по существу ничего не сказал, но вместе с тем отметил важность духовного значения нынешнего периода в жизни Украинской Православной Церкви, ведь сейчас идёт Страстная седмица, что является важной частью подготовки к празднованию Воскресения Христова.
«Мы, как Церковь Христова, должны идти по пути нашего Спасителя, и этот путь к воскресению лежит через Голгофу. Я благодарен за ваши молитвы и желаю всем нам пройти этот период с духовной пользой, чтобы с радостью встретить Светлое Христово Воскресение», — коротко отметил архипастырь, которого украинские власти всеми способами пытаются заставить замолчать.
В заключение управляющий делами УПЦ пожелал всем благодати и благословения в это святое время.
Как сообщается, причиной обысков у владыки стала активность митрополита Антония в деле защиты храмов Украинской Православной Церкви от захватов украинских раскольников, коим покровительствует нынешний безбожный украинский режим.
Русская линия
На телеканале «Союз» состоялась премьера нового фильма о Патриархе Тихоне
В ближайшее время фильм будет показан в эфире региональных телеканалов Севастополя и Ярославской области
Зрители православного телеканала «Союз» первыми увидели новый документальный фильм «Святитель Тихон, Патриарх Всероссийский», посвященный 100-летию со дня блаженной кончины и 160-летию со дня рождения Патриарха Московского и всей России Тихона (1865−1925), сообщает Патриархия.Ru.
Фильм, созданный студией «Лики Руси» с помощью телезрителей телеканала «Союз» при поддержке Фонда президентских грантов, рассказывает о жизненном пути, исповедническом подвиге первого в новейшей истории Патриарха, а также о его прославлении и современном почитании. Экспертами выступают Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Тихон, иерархи, священнослужители и историки. Съемки проходили в Псковской, Тверской и Ярославской областях, Иванове, Калуге, Санкт-Петербурге, Москве, Белоруссии, Литве, Польше и США: в местах, связанных с жизнью святителя Тихона. Язык документального кино позволил даже тем, кто хорошо знаком с жизнью и наследием Патриарха Тихона, по-новому открыть для себя его удивительно глубокий образ.
В фильме впервые показаны уникальные документы из российских архивов, впервые обнародована видеосъемка исторического момента обретения святых мощей Патриарха Тихона 22 февраля 1992 года, впервые на телевидении представлена кинохроника богослужений Предстоятеля 28 июня и 1 июля 1923 года. Участники фильма, которые в крещении либо в монашеском постриге получили имя в честь святого Патриарха, делятся личным опытом молитвенного заступничества святителя Тихона.
Автор фильма — главный редактор студии «Лики Руси» Николай Васильев, лауреат международных фестивалей документального кино, обладатель почетной грамоты министра связи России за вклад в развитие отечественного телевидения, а также медалей святителя Иннокентия Пензенского и Фаддея Тверского.
Руководитель проекта — директор московского представительства православной телекомпании «Союз» Сергей Юргин.
Премьера нового документального фильма состоялась также в эфире телеканалов «Санкт-Петербург» и «Тверской проспект». В ближайшее время фильм будет показан в эфире региональных телеканалов Севастополя и Ярославской области.
Русская линия
Архиепископ Американский Элпидофор обвинил Епифания Думенко в нарушении норм Томоса
На Фанаре начали публично озвучивать свои обиды и претензии в адрес украинских раскольников
В Константинопольском Патриархате нет и следа от былого единства по поводу ситуации на Украине. Если ранее все «птенцы Патриарха Варфоломея» в один голос поддерживали решение о предоставлении Томоса об автокефалии украинским раскольникам, то сейчас ситуация изменилась. В противовес митрополиту Халкидонскому Эмманиулу (Адамакису), продолжающему поддерживать создание «ПЦУ», появилась группа архиереев, группирующаяся вокруг митрополита Американского Элпидофора и выступающая за существенную корректировку украинской политики Фанара.
Причём разногласия между Эмманиулом и Элпидофором зашли настолько далеко, что они уже выплёскиваются в публичную плоскость.
Так, на проходившем 10 апреля 2025 года заседании Синода Архиепископии Константинопольского Патриархата в США её глава архиепископ Элпидофор обвинил подопечного митрополита Эмманиула на Украине Епифания Думенко в нарушении норм Томоса, сообщает СПЖ со ссылкой на портал Ekirikas.
Как сообщает американское издание, архиепископ рассказал на заседании Синода, что Епифаний, находясь в США в феврале 2025 года, «не был настроен на сотрудничество» и отказался сослужить с ним, предпочтя небольшую украинскую общину, подчиняющуюся украинским иерархам Даниилу и Антонию.
«На вопрос архиепископа Елпидофора, почему они создают общины и параллельные юрисдикции, когда это запрещено Томосом об Автокефалии, Митрополит Епифаний ответил ему, что он не может контролировать своих епископов там», — передал слова Элпидофора американский ресурс.
О каком именно приходе Епифания говорил глава Архиепископии Элпидофор, он не уточнил.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем видного деятеля монархического движения епископа Исидора (Колоколова)
Сегодня мы вспоминаем одного из организаторов монархического движения в Нижнем Новгороде, друга Г. Е.Распутина епископа Исидора (Колоколова). Точная дата его мученической кончины неизвестна, сегодня же — день его рождения.
Он родился 3 апреля 1866 г. в Петербурге в семье учителя гимназии и в миру звался Петром Александровичем. Образование получил в Санкт-Петербургских духовных школах, монашеский постриг принял во время учебы в академии в 1888 г. В 1902 г. был хиротонисан во епископа Новгород-Северского, а через год был переведен в Нижний Новгород на должность викарного епископа Балахнинского. В Нижнем владыка встретил революционные годы, когда принял самое активное участие в формировании монархических организаций на родине Козьмы Минина, став духовным лидером местных монархистов. В 1906 г. он был переведен викарным епископом в Рязанскую епархию, 5 лет прослужил он епископом Михайловским.
В 1911 г. он был обвинен в газетах в тяжком грехе, выведен за штат и назначен настоятелем Омского Покровского монастыря. Владыке довелось испить горькую чашу клеветы, лжи, доносов. Сменив несколько монастырей, в 1916 г. он был направлен в Вологодскую епархию, где с него были сняты мантия и панагия и ему было запрещено служить. Его мольба о справедливости, наконец, была услышана, и благодаря заступничеству митрополита Питирима (Окнова) он был назначен настоятелем Тюменского Свято-Троицкого монастыря, где познакомился и сблизился с Г. Е.Распутиным, а через него познакомился с Государыней и Государем. Александра Федоровна писала в одном из писем своему Царственному супругу: «Провела чудный вечер с нашим Другом и Исидором». В конце 1916 г. владыка был назначен викарием Новгородской епархии.
Именно владыке Исидору пришлось исполнить печальную миссию отпевания злодейски убиенного друга Св. Царственных Мучеников. 21 декабря 1916 г. по желанию Государыни он совершил заупокойную литургию и отпел Г. Е.Распутина в Чесменской богадельне на окраине Петрограда.
Разумеется, после Февральской революции епископ Исидор оказался среди тех архиереев, которые были лишены кафедр. В 1918 г. он оказался в Вятке, где 6 августа был арестован, а 19 августа ему предъявили обвинение в «монархизме и контрреволюции». Вскоре владыка Исидор был расстрелян. Клеветнические обвинения до сих пор тяготеют над его именем, они помешали и решению о его церковном прославлении.
Русская линия