Игумения Ксения (Чернега): Министерство здравоохранения России пошло навстречу Церкви
В Московской Патриархии выразили удовлетворение, что новый приказ Минздрава о служении священников в больницах позволяет таковым без препятствий посещать больных
Минздрав России утвердил общие требования к организации посещения пациентов в медучреждениях священнослужителями, и данный документы, в отличие от предыдущей версии, в целом учитывает позицию Русской Православной Церкви. Об этом заявила руководительница Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега), сообщает РИА Новости.
«Приказ в целом учитывает предложения Церкви. В частности, он предусматривает положение, согласно которому в медицинские организации для совершения религиозных обрядов, включая богослужения, Таинства Причащения и соборования, должны допускаться священники централизованных религиозных организаций. Соответственно, лица, относящиеся к нетрадиционным религиозным объединениям, либо не имеющие священного сана, не могут допускаться к пациентам для совершения религиозных обрядов», — сказала игумения Ксения.
По ее словам, священный сан и принадлежность к централизованной религиозной организации должны подтверждаться документом, выданным религиозной организацией. «Священник может посещать пациента в любое время. Однако, если речь идёт о реанимации, то время посещения следует согласовать с завреанимацией или дежурным врачом. В каждом медицинском учреждении должно быть лицо, ответственное за посещение пациентов священниками. Информация о таком лице должна быть размещена на сайте, а также на стенде медорганизации. Посещение священниками военных госпиталей возможно по решению руководства госпиталей», — рассказала глава Правового управления.
Согласно приказу Минздрава, посещение пациентов священниками возможно даже в период карантина, продолжила она. «Важно, что приказ предусматривает возможность посещения пациентов даже в период карантина или иных ограничительных мероприятий. В таком случае должны соблюдаться нормы специального законодательства, в том числе в части наличия у священника средств индивидуальной защиты», — подчеркнула игумения Ксения.
Она также добавила, что документ обязывает руководство медицинских организаций предоставлять отдельные помещения для совершения религиозных обрядов в стационарных условиях. «Речь идёт о молитвенных комнатах, домовых больничных храмах», — заключила представительница Церкви.
Русская линия
Грузинская Православная Церковь призвала остановить насилие в Тбилиси
Грузинское священноначалие обратилось к властям и оппозиции, призвав их к сдержанности и взаимному уважению
29 ноября 2024 года Грузинская Православная Церковь выступила с заявлением, в котором призвала власти Грузии и оппозицию к сдержанности и взаимному уважению в связи с начавшимися протестами в Тбилиси. Патриархия призвала власти и общество уважать «разные политические взгляды» друг друга и воздерживаться от насилия «ради христианского духа в целом», сообщает портал Civil. ge.
«Несмотря на разъяснения представителей правительства, как вчера, так и сегодня, о том, что Грузия не отклоняется от европейского курса и не отказывается от европейских ценностей, эти объяснения не оказались достаточными и убедительными для части общества. В результате мирная демонстрация постепенно переросла в физическое противостояние между представителями силовиков и участниками митинга», — говорится в заявлении.
В Патриархии заявили, что «на многих кадрах, распространенных в СМИ, видно, как участники митинга противостояли полицейским, как они пытались проникнуть в здания и нанесли ущерб инфраструктуре. С другой стороны, мы видели агрессивные действия сотрудников правоохранительных органов. Они применяли физическое насилие к участникам протеста, людям разного возраста, в том числе к журналистам, основная обязанность которых — сообщать о фактах и распространять объективную информацию».
«Жаль, что и сегодня, как и в последние годы, эта картина не меняется», — говорит Патриархия. «Категорическое неприятие друг друга людьми и политическими партиями, радикальные настроения, агрессия и несогласие из-за разных мнений и позиций стали обычным явлением».
Патриархия отмечает, что Православная Церковь всегда призывала и призывает людей, независимо от разногласий, разных политических взглядов или курсов, к сдержанности и взаимному уважению.
«Призываем как представителей власти и правоохранительных органов, так и всех остальных членов общества, активно выражающих свой протест, воздерживаться от агрессивных и оскорбительных действий, физического и словесного противостояния. Давайте не будем обижать друг друга из-за разных мнений и точек зрения и иметь возможность выражать нашу позицию более цивилизованно», — говорится в заявлении.
Ранее Грузинская Православная Церковь одобрила политику правящей партии, которая отказалась следовать указаниям США и ЕС и в итоге победила на выборах 26 октября. Патриарх Илия Второй поздравил «Грузинскую мечту» с «победой подавляющим большинством голосов», с чем не согласилась оппозиция.
В настоящее время грузинские оппозиционеры при поддержке Запада пытаются устроить в Тбилиси государственный переворот по украинскому сценарию. Если им это удастся, Грузия пойдёт по пути Украины.
Русская линия
Новостильная Финляндская православная церковь Константинопольского Патриархата готовится ввести женское священство
Поместный собор ФПЦ одобрил дорожную карту по разработке процедуры избрания женщин в диаконы
28 ноября 2024 года завершил свою работу Поместный собор Финляндской православной церкви Константинопольского Патриархата, на котором помимо нового Предстоятеля (коим стал митрополит Илия (Валлгрен), было принято решение об одобрении женского диаконского служения. Об этом сообщается на официальном сайте ФПЦ.
«По 13-му вопросу повестки (О возможности учреждения женского диаконского служения и положении женщины в церкви).
Решение: Одобрить, в соответствии с представлением Церковного управления.
Вопрос об участии женщин в совершении церковных служб широко обсуждается в ФПЦ уже сейчас. Открытый диалог служит интересам церкви.
Поставить перед учреждаемой рабочей группой задачу: до конца 2025, используя имеющиеся научные материалы, составить открытый рапорт года в помощь Архиерейскому собору ФПЦ. Рапорт представить также на весеннем подготовительном Поместному соборе ФПЦ семинаре", — говорится в решении Собора.
Таким образом, финское священноначалие продолжило проводить откровенно модернистскую линию в Православии. Впрочем, ожидать от финнов чего-то другого не стоит. Финляндская церковь — это единственная «православная» церковная структура, которая вопреки постановлениям Вселенских Соборов празднует Пасху Христову вместе с католиками по григорианскому календарю, на что не решается даже Фанар.
В этом плане православные финны по духу мало чем отличаются от протестантов, и на их чудачества уже мало кто обращает внимание. В конце концов, если им так хочется жить под анафемой отцов Вселенских Соборов, то это их выбор и сугубая ответственность Константинопольского Патриархата, который и ответит за это перед Богом.
Тем не менее, принятое финнами решение о женском священстве может стать пробным камнем фанариотов в данном вопросе. Как известно, не так давно в Александрийском Патриархате также «рукоположили» женщину в диаконы. Так что это не просто чудачества оторвавшегося от православных традиций финского священноначалия, а целенаправленная политика ряда греческих Церквей.
Русская линия
Митрополит Алеппский Ефрем: Я остаюсь здесь, в Алеппо, рядом со своей паствой
Архиерей Антиохийской Православной Церкви не стал покидать провинцию Сирии, которая вновь была захвачена исламистами
Правящий архиерей Алеппской епархии Антиохийской Православной Церкви митрополит Алеппский Ефрем (Маалули), несмотря на угрожающую ему смертельную опасность, не стал покидать сирийский город Алеппо, оставшись с паствой на территории, которую вновь захватили боевики-исламисты, сообщает портал «HellasJournal».
Обращаясь к православным верующим, владыка Ефрем, в частности, заявил:
«Заверяем вас, наши дорогие дети в Алеппо, что мы остаемся здесь, в Алеппо, рядом со своей паствой при любых обстоятельствах, от самых трудных до самых прекрасных. Это наша пастырская миссия, и мы будем непоколебимы в ней. Мы будем вашей поддержкой, когда мы вам понадобимся, поэтому не стесняйтесь обращаться к нам напрямую».
Архипастырь указал, что «молитвы в наших храмах будут продолжаться, в зависимости от условий и имеющихся возможностей». «В молитве, возлюбленные, мы возлагаем свои бремена на Бога и возлагаем на Него свою надежду. Вот почему я говорю вам: молитесь непрестанно. Будем твёрдо идти по Крестному пути Христову, пока не воскреснем с Ним в Его Воскресении».
Вместе с тем, митрополит Ефрем призвал паству, которая остаётся в Алеппо, «разумно избегать лишних передвижений, сохранять спокойствие и терпение и молиться Господу, прося Его милости». «За тех, кто покинул нас, мы молим Господа направить их шаги, чтобы им благополучно добраться до места назначения», — отметил владыка.
Митрополит Ефрем (Маалули) был возведён на престол Алеппской митрополии 17 декабря 2021 года после того, как данная кафедра пустовала около 8 лет. Предыдущий правящий архиерей Алеппо митрополит Павел (Язиджи) — родной брат нынешнего Предстоятеля Антиохийской Православной Церкви Патриарха Иоанна — был похищен исламистами в апреле 2013 года, и с тех пор о его местонахождении ничего неизвестно.
Русская линия
В Ватикане предложили Фанару устроить в Стамбуле совместные экуменические торжества
Папа Римский Франциск в письме к Патриарху Варфоломею выразил желание «совместно отпраздновать 1700-летие Первого Вселенского Собора»
Папа Римский Франциск направил личное письмо Константинопольскому Патриарху Варфоломею, в котором предложил устроить по случаю 1700-летия Первого Вселенского (Никейского) собора совместные экуменические торжества католиков и православных, сообщает Седмица.Ru.
Письмо, опубликованное Пресс-службой Ватикана в субботу, 30 ноября 2024 года, было передано кардиналом Куртом Кохом, возглавляющим Дикастерию по содействию христианскому единству, во время визита в Стамбул на престольный праздник Константинопольской Церкви — день памяти святого апостола Андрея Первозванного.
«Приближающаяся 1700-я годовщина Первого Вселенского Никейского собора станет ещё одной возможностью засвидетельствовать о растущем общении, которое уже существует между всеми, кто крещён во имя Отца, Сына и Святого Духа», — написал Франциск в своем послании.
Размышляя о шести десятилетиях диалога католиков и православных и «глядя вперёд на будущие возможности единства», папа Римский признал прогресс, достигнутый с тех пор, как 60 лет назад указ Второго Ватиканского собора Unitatis Redintegratio ознаменовал официальное вступление Католической церкви в экуменическое движение.
Вместе с тем, глава Ватикана отметил, что совместное причащение «единой Евхаристической Чашей» католиков и православных пока остаётся недостигнутым, и в связи с этим он призвал двигаться в этом направлении.
На этом фоне нельзя исключать, что Фанар решится провозгласить новую унию с католиками именно в 2025 году во время экуменических торжеств в Стамбуле.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, также мы вспоминаем Императора Александра I
Митрополит Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов), выдающийся иерарх и проповедник Русской Церкви, родился 26 декабря 1783 года в Коломне Московской губернии в семье диакона.
С 1791 г. юный Василий Дроздов учился в Коломенской, а затем, с марта 1800 г., — в Московской Троицкой Духовной Семинарии.
16 ноября 1808 г. В.М.Дроздов принял монашеский постриг с именем Филарет. 21 ноября 1808 г. монах Филарет рукоположен в иеродиакона, 1 марта 1809 г.- назначен инспектором Санкт-Петербургской Духовной Семинарии и преподавателем философии в Санкт-Петербургской Духовной Академии. 28 марта 1809 г. иеродиакон Филарет был рукоположен во иеромонаха. В 1811 году иеромонах Филарет был возведен в сан архимандрита и назначен ректором и профессором Санкт-Петербургской Духовной Академии.
В 1814 году архимандрит Филарет признан заслуживающим ученой степени доктора богословия за совокупность научных трудов. В марте 1816 г. отец Филарет назначен настоятелем Московского Новоспасского монастыря с сохранением должности ректора и профессора Академии. 5 августа 1817 г. архимандрит Филарет был возведен в сан епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. В 1818 г. избран действительным членом Российской Академии, а в 1819 г. перемещен архиепископом Тверским и назначен членом Святейшего Синода. 26 сентября 1820 г.- перемещен архиепископом Ярославским и Ростовским, 3 июля 1821 г.- перемещен архиепископом Московским.
22 августа 1826 г. Высокопреосвященнейший Филарет стал митрополитом Московским и Коломенским, где и пребывал до своей кончины. Митрополит Филарет был избран также действительным или почетным членом многих других научных, просветительных и благотворительных учреждений. Владыка был награжден многочисленными высокими церковными и гражданскими наградами. Он был известен как выдающийся ученый и знаток всеобщего православного богословия, всеобщей церковной истории и канонов Церкви, виднейший проповедник своего времени.
С именем митрополита Филарета связано много важных событий в истории Русской Церкви и государства XIX века. Митрополит Филарет оставил после себя более 200 опубликованных произведений по многим вопросам богословской науки, русской и всеобщей церковной истории, изъяснению канонов Церкви, проповеди, государственному законодательству и другим отраслям знания. Одним из самых известных трудов владыки является «Точное изложение православной веры в вопросах и ответах» или «Православный Катехизис».
Сегодня также день памяти Императора Александра I Павловича, получившего за победу над Наполеоном прозвание Благословенный, который скончался 19 ноября 1825 г.
Он родился 12 декабря 1777 г. в Санкт-Петербурге и был старшим сыном Цесаревича Павла Петровича, будущего Императора Павла I. Его бабушка Императрица Екатерина II забрала его от отца, намереваясь передать ему трон в обход отца. В 1793 г. он женился на дочери маркграфа Баден-Баденского Луизе-Марии-Августе (в православии Елизавете Алексеевне). На трон взошел в результате убийства его отца 12 марта 1801 г., Александр знал о заговоре, но не знал истинных целей заговорщиков (убийство Государя Павла).
Первая половина царствования Александра I прошла под знаком умеренно-либеральных реформ: он даровал свободу заключенным и сосланным его отцом, издал указ об уничтожении пыток, восстановил действие Жалованных грамот 1785 г. В 1803 г. был издан Указ о вольных хлебопашцах, по которому помещикам разрешалось увольнять крестьян с землей по заключении обоюдно согласованных условий. Были произведены преобразования в административной системе Империи: в 1802 г. учреждены министерства и Государственный Совет, отменена Тайная Экспедиция. Была создана система средних и низших учебных заведений, учреждены Харьковский, Казанский и Санкт-Петербургский университеты. Александр восстановил выборы предводителей дворянства, отмененные Павлом, освободил священников от телесных наказаний, отменил ограничения в гражданской одежде и косы у солдат, был вновь разрешен ввоз иностранных книг и деятельность частных типографий. Главным исполнителем этих преобразований был видный масон статс-секретарь М.М.Сперанский. Наряду с положительным эффектом некоторых из этих мер либеральный курс привел к распространению вольнодумства, безверия, появились тайные революционные общества.
Перелом в политике Императора Александра I произошел в 1812 г. под воздействием Отечественной войны 1812 года. Государь отправил в отставку, а затем и в ссылку Сперанского, стал опираться на лидеров «русской партии» архимандрита Фотия (Спасского), графа А.А.Аракчеева, адмирала А.С.Шишкова. Была свернута политика церковного экуменизма, закрыты Библейские общества, отправлен в отставку главный идеолог церковно-либерального курса князь Голицын, наконец, в 1822 г. были запрещены масонские общества.
Во внешней политике Император Александр I участвовал в двух коалициях против наполеоновской Франции (с Пруссией в 1804—1805 гг. и с Австрией в 1806—1807 гг.). Потерпев поражение под Аустерлицем в 1805 г. и под Фридландом в 1807 г., Россия заключила Тильзитский мир (1807) и союз с Наполеоном. Однако в 1812 г. Наполеон вторгся в Россию и был разгромлен в ходе Отечественной войны 1812 года. Объединенные силы новой антинаполеоновской коалиции одержали победу в «битве народов» при Лейпциге в 1813 г. и вторглись во Францию. Император Александр во главе русских войск весной 1814 г. вступил в Париж. Он был одним из руководителей Венского конгресса 1814−15 гг., в результате которого был создан т.н. Священный союз христианских государств для борьбы с революцией. Государь вел также успешные войны с Турцией (1806−12) и Швецией (1808−09). Война со Швецией закончилась Фридрихсгамским миром, по которому Россия присоединила территорию Финляндии до р. Торнео и Аландские острова на правах Великого княжества. При Александре I к России были присоединены территории Восточной Грузии (1801), Бессарабии (1812), Азербайджана (1813), бывшего герцогства Варшавского (1815).
В 1825 г. ухудшилось здоровье супруги Государя, для которой признали полезным пребывание на юге, Царская семья отправилась в Таганрог. Своим пребыванием на юге Александр I воспользовался для поездки в Новочеркасск, в Крым и Георгиевский монастырь, из поездки вернулся совершенно больным и вскоре умер от тифа. Через несколько недель, сопровождая тело своего мужа в Петербург, в г. Белове скончалась и Императрица Елизавета Алексеевна. Все их дети скончались в младенчестве. По секретному завещанию на престол вступил брат Александра Николай I Павлович. Таинственные обстоятельства кончины и передачи власти спровоцировали революционное выступление декабристов, подавленное Николаем I. Существует благочестивое предание, что Император Александр I распространил ложное сообщение о своей смерти, а на самом деле стал монахом и жил в Сибири отшельником под именем старца Федора Кузьмича, скончавшегося в 1864 г.
Сегодня также день памяти одного из руководителей казанских монархистов священника Николая Михайловича Троицкого, расстрелянного в 1937 г.
Русская линия