В Украинской Православной Церкви возмутились решением Св. Синода Русской Православной Церкви
В Интернете опубликовано открытое письмо за подписью тридцати украинских архиереев, которые выступили против отправки на покой митрополита Донецкого Илариона
31 октября 2024 года Телеграм-канал «О церкви и о людях» опубликовал у себя «Заявление архиереев Украинской Православной Церкви относительно действий Синода Русской Православной Церкви в отношении епархий УПЦ, расположенных на временно оккупированных территориях Украины», в котором подвергается резкой критике решение Синода по ситуации в Донецкой епархии и которое уже с радостью комментируют украинские раскольники.
Предлагаем нашим читателям ознакомиться с этим письмом целиком и самостоятельно дать оценку аргументам, приводимым украинскими архиереями. От себя лишь вновь повторим — окончательный характер отношений между Русской и Украинской Православными Церквями во многом будет зависеть от результатов военных действий на Украине. Если Украина сохранится, как государство, это будут одни отношения, если же нет — совсем другие.
Принятие тех или иных церковных решений и открытых писем в условиях военных действий и кипящих политических страстей — не самое разумная вещь. А потому отрадно, что данное письмо отказался подписать Блаженнейший Митрополит Киевский Онуфрий. Со своей стороны церковная Москва ранее разумно не стала реагировать на откровенно неканонические решения Собора в Феофании.
«24 октября 2024 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение освободить митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона от управления Донецкой епархией Украинской Православной Церкви и отправить его на покой. Ранее подобным образом были освобождены архиереи других епархий Украинской Православной Церкви на территориях, временно оккупированных Россией.
Эти решения были приняты в одностороннем порядке, без какого-либо согласования с Украинской Православной Церковью, которая является канонически самостоятельной согласно Томосу (Грамоте) Патриарха Алексия II от 27 октября 1990 года и подтверждено решением Собора Украинской Православной Церкви 27 мая 2022 года.
Мы, архиереи Украинской Православной Церкви, решительно осуждаем это решение, которое является антиканоническим, поскольку церковное право регламентирует канонические отношения между Православными Церквами.
Второй канон Второго Вселенского Собора подчеркивает необходимость уважать юрисдикционные границы, предостерегая от любых попыток одной Церкви взять под контроль территорию другой.
Восьмой канон Третьего Вселенского Собора прямо запрещает любому епископу вмешиваться в юрисдикцию другого епископа.
Кроме этого, это решение направлено на подрыв самостоятельности Украины и самого бытия Украинской Православной Церкви в тяжелых условиях военных действий на территории Украины. Ведь антиканоническое увольнение митрополита Илариона, украинца по происхождению, строителя Донецкой епархии, многолетнего архипастыря в Донецкой области и назначение на его место архиерея-россиянина свидетельствует именно о стремлении Москвы аннексировать каноническую территорию Украинской Православной Церкви с целью уничтожения ее самостоятельности и независимости.
Мы не согласны с таким решением, требуем его немедленной отмены, призываем к отказу от агрессивной церковной политики в отношении Украинской Православной Церкви и ее многострадальной паствы, к уважению границ канонической Украинской Православной Церкви, суверенитета и территориальной целостности Украины.
Архиереи Украинской Православной Церкви:
АГАФАНГЕЛ, Митрополит Одесский и Измаильский
АНАТОЛИЙ, Митрополит Полесский и Сарненский
АГАПИТ, Митрополит Могилев-Подольский и Шаргородский
АЛЕКСИЙ, Митрополит Балтский и Ананьевский
НИКОДИМ, Митрополит Житомирский и Новоград-Волынский
ВЛАДИМИР, Митрополит Владимир-Волынский и Ковельский
ЕВЛОГИЙ, Митрополит Сумской и Ахтырский
Феодор, Митрополит Мукачевский и Ужгородский
ВЛАДИМИР, Митрополит Каменский и Царичанский
ФИЛАРЕТ, Митрополит Львовский и Галицкий
НИКОЛАЙ, Митрополит Кременчугский и Лубенский
ВАРСОНОФИЙ, Митрополит Винницкий и Барский
АЛЕКСИЙ, Митрополит Вознесенский и Первомайский
БОГОЛЕП, Митрополит Александрийский и Светловодский
НАФАНАИЛ, Митрополит Волынский и Луцкий
ВИКТОР, Митрополит Хмельницкий и Староконстантиновский
ПАНТЕЛЕИМОН, Архиепископ Бучанский
АЛЕКСАНДР, Архиепископ Городницкий
ИОНА, Архиепископ Обуховский
ДИОДОР, Архиепископ Южненский
ВИКТОР, Архиепископ Арцизский
ИОАНН, Архиепископ Золотоношский
СЕРГИЙ, Архиепископ Болградский
ПИМЕН, Архиепископ Ровенский и Острожский
СПИРИДОН, Архиепископ Добропольский
НИКОДИМ, Архиепископ Любечский
КИРИЛ, Епископ Бышевский
ИАКОВ, Епископ Дрогобычский ИЛАРИЙ, Епископ Свалявский
АЛИПИЙ, Епископ Тарутинский АНАСТАСИЙ, Епископ Овидиопольский
СБОР ПОДПИСЕЙ ПРОДОЛЖАЕТСЯ"
Русская линия
«Это точно не инициатива митрополита Онуфрия»
За заявлением архиереев УПЦ стоит митрополит Одесский Агафангел, Предстоятель УПЦ об этом был не в курсе, сообщают СМИ
В околоцерковных СМИ Украины активно обсуждается опубликованное накануне «Заявление архиереев Украинской Православной Церкви в отношении действий Синода РПЦ в направлении епархий УПЦ». При этом в прессе пишут, что инициатором заявления выступил митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, который является близким другом бывшего митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона. Кроме того, источники в УПЦ утверждают, что Предстоятель Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий не имеет к этой инициативе никакого отношения, сообщает портал Raskolam.net со ссылкой на ВВС.
«Прежде всего, все собеседники утверждают, что это заявление точно не инициатива митрополита Онуфрия „выпустить пар“ или что-то подобное. Похоже, что оно действительно появилось за его спиной и без его поддержки. Ещё один важный момент — все утверждают, что двигателем заявления является именно Одесский митрополит Агафангел. И хотя среди подписантов много влиятельных епископов и митрополитов, часть участников близка именно к нему. Как говорят собеседники, Агафангел имел давние дружеские отношения с Донецким Иларионом, поэтому мог начать такую активность, когда последнего сняла Москва в конце октября, а УПЦ промолчала», — сообщают в издании.
Кроме того, источники издания сообщают о том, что заявление особо не повлияет на ситуацию внутри УПЦ, поскольку в Церкви всегда царила свободная атмосфера относительно выражения тех или иных мнений.
«При этом в самой УПЦ неформально говорят, что никаких серьёзных последствий для Церкви это заявление не будет иметь. „УПЦ всегда была демократичной в этом плане, за высказывание мнения не репрессировали“, — говорит собеседник. И тем более, говорят в Церкви, эта ситуация не связана со стремлением епископов к быстрой автокефалии или каким-то резким движениям к ПЦУ или Константинополю в обход Предстоятеля. Хотя, как обратили внимание многие обозреватели, такое резкое заявление в обход митрополита Онуфрия все же может быть первым звонком Предстоятелю, что что-то в его королевстве не так и наконец-то стоит начать делать движения для спасения и развития УПЦ», — добавили в BBC.
Русская линия
Сергей Степашин: Есть все юридические основания для возврата Александровского подворья в Иерусалиме России
Председатель Императорского Православного Палестинского Общества сообщил, что еврейские власти продолжают рассматривать вопрос о возврате российской собственности
Специальная военная операция на Украине, последовавшие за ней антироссийские санкции и разразившиеся боевые действия на Ближнем Востоке внесли свои коррективы в вопрос возвращения Александровского подворья в Иерусалиме России, но всё необходимое для этого со стороны Императорского Православного Палестинского Общества делается. Об этом заявил председатель ИППО Сергей Степашин, сообщает РИА Новости.
«Несмотря на войну, Нетаньяху вернулся к работе так называемой рабочей группы. Она работает. Все материалы у нас представлены, они сейчас изучаются, и никаких юридических оснований не признать эту собственность государства (России — ред.) сегодня нет», — сказал глава ИППО на XXVII Елисаветинско-Сергиевских чтениях в Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве.
В декабре 2023 года он сообщал, что процесс передачи «завис» из-за начавшегося конфликта в секторе Газа, но не был снят с повестки дня.
С. Степашин в разговоре с РИА Новости поблагодарил министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова за активную позицию в вопросе передачи подворья, а также сообщил, что оно не пострадало из-за идущих боевых действий.
Александровское подворье находится в Иерусалиме рядом с храмом Гроба Господня. Здание, построенное в конце XIX века, было оформлено на дом Романовых. После революции 1917 года начался спор за право собственности. К 2000-м годам здание Александровского подворья оказалось под управлением так называемого Православного палестинского общества (ППО), которое объявило себя преемником дореволюционного ИППО. Российское ИППО совместно с российскими властями много лет добивается возвращения Александровского подворья. В то же время глава ППО Николай Воронцов-Гофман заявлял, что намерен оспорить в суде претензии России на здание.
Русская линия
Не Дагестаном единым
Власти Владимирской области заявили, что запретили хиджаб в школах по опыту регионов России и на основе постановления Верховного Суда РФ
Власти Владимирской области, принявшие решение о запрете на ношения никаба и хиджаба в школах региона, опирались в этом вопросе на опыт других субъектов России, а также на решении Верховного суда РФ от 2013 года, а потому весьма странно, что представители Чечни и Дагестана возмутились этим постановлением.
«Правительство региона ведёт гармоничную политику взаимодействия с представителями всех религий и национальностей, которая нацелена на недопущение конфликтов на национальной и религиозной почве. Решение о внесении уточнений в приказ о внешнем виде учащихся принято в соответствии с конституционными нормами и Федеральным законом об образовании», — отметили в региональном министерстве образования и молодежной политики, сообщает ТАСС.
Ранее в общеобразовательных школах региона запретили ношение хиджабов и никабов. В приказе регионального министерства образования и молодежной политики отмечается, что в школах Владимирской области не допускается ношение одежды и элементов, демонстрирующих религиозную принадлежность, в том числе хиджабов, никабов.
Это вызвало возмущение представителей Чечни и Дагестана, которые решили требовать от властей русского региона отмены принятого решения.
Тем временем, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах уже давно введены и действуют требования к школьной форме, запрещающие учащимся посещать занятия в религиозных одеждах и головных уборах. В Брянской и Свердловской областях местными профильными приказами прямо указано на то, что внешний вид учащихся средних школ должен носить светский характер.
Странно, что руководители мусульманских регионов России решили указывать своим коллегам в русских регионах, что им делать в подведомственных им школах. В конце концов, никто не вмешивается в их дела в их регионах.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память преподобного Илариона Оптинского и вспоминаем протоиерея Михаила Митроцкого
Преподобный Иларион (в миру Родион Никитич Пономарёв) родился в пасхальную ночь с 8 на 9 апреля 1805 года в семье Никиты и Евфимии Пономарёвых. Всё детство и юность его прошли в родительском доме в Новохопёрском уезде Воронежской губернии. Родион в детстве был тихого, кроткого нрава. Будучи при этом ещё и неловким, он редко играл со своими сверстниками, любил сидеть дома и помогал отцу в его ремесле. Мать Родиона предрекала отроку с семилетнего возраста монашество. Он ещё с детства чувствовал в себе стремление стать монахом и думал, что портновское ремесло ему пригодится в монашеской жизни.
В 1829 году, будучи 24 лет от роду, Родион переехал с семейством в город Саратов, где провел девять лет жизни. Будучи ревнителем благочестия, он неотступно следовал уставам Церкви и отечески назидал за нравственностью и неуклонным исполнением христианских обязанностей рабочими своей артели.
В Саратове под покровительством епископа Иакова Родион Никитич мужественно боролся с раскольниками различных толков за чистоту Православия. Постепенно, с духовной зрелостью, приходит и окончательная решимость оставить всё и последовать Христу. Ещё не зная, какую выбрать обитель, Родион часть 1837-го и весь 1838 годы проводит в поездках по замечательнейшим монастырям России. Посетив многие обители, он успокоился духом лишь в Козельской Оптиной пустыни, обретя то, что искал на протяжении почти двух лет, — старческое окормление и духоносных мужей, способных с Божией помощью и его соделать достойным наследником Небесного Царствия. 13 марта 1839 года он был уже принят в число скитской братии.
В то время в монастыре пребывали блаженные старцы Леонид и Макарий. Родиона поселили на жительство по соседству с келией бывшего валаамского игумена отца Варлаама, оказавшего благодетельное влияние на будущего старца. Исповедовались братья у преподобного Макария, вместе с тем Родион ежедневно ходил на откровение помыслов в монастырь к старцу Леониду. После назначения 1 декабря 1839 года преподобного Макария скитоначальником Родион был избран им в келейники и в этом послушании пробыл в течение двадцати лет, то есть до дня блаженной кончины старца Макария в 1860 году. Взяв на себя спасительный крест послушничества, возрастая во внутреннем делании, преподобный Иларион всемерно понуждал себя к несению и телесных трудов. Кроме послушаний, которые преподобный Иларион нёс как келейник своего старца, он также по нуждам скитской братии и хозяйства был огородником, садовником, варил квас, пёк хлебы, занимался на пасеке уходом за пчёлами.
В последние дни своей жизни старец Макарий благословил преподобного Илариона продолжать старческую деятельность, вручив его духовному руководству многих из своих духовных детей, чем подчеркнул преуспеяние преподобного Илариона во внутреннем делании. Приняв от своего старца это послушание, преподобный старец Иларион нёс его до последнего дня жизни.
С 8 апреля 1863 года, на старца Илариона было возложено новое послушание: он был назначен начальником скита и общим духовником монастыря. Истинным пастырем добрым был преподобный старец Иларион: во всякое время, даже в последние дни тяжёлой своей предсмертной болезни, заботился он о своих чадах и был всегда готов прийти на помощь их духовным и житейским нуждам. При занятиях с братством обители у старца не было отказа никому и из посторонних посетителей. Горя любовью к святой вере православной, старец каждого приезжавшего в обитель неверного или раскольника вразумлял и обращал к Матери-Церкви.
Верность и любовь к Милосердному Спасителю Господу Иисусу Христу, самоотверженное следование по пути евангельских заповедей Его сделали сердце смиренного старца вместилищем многих даров Духа Святого, которые в изобилии изливались на прибегавших к его помощи. Наряду с благодатным даром духовного рассуждения преподобный Иларион имел дар прозорливости, был мужем учительным, ведущим истинно подвижническую жизнь. Однако не только почитание и любовь выпадали на его долю, но иногда и хулу и клевету приходилось терпеть преподобному. Но всё это он переносил с великим смирением и снисхождением ко всем немощам людским.
В 1870 году здоровье старца ухудшилось, но несмотря на это он посещал все богослужения. 4 марта 1872 года, в субботу Великого поста, старец служил последнюю литургию. В воскресенье 5 марта старец слёг окончательно, а 9 марта был пострижен в схиму с сохранением имени Иларион. За четыре недели преподобный предсказал день своей кончины. Наконец 18 сентября/1 октября 1873 года, причастившись Святых Таин, старец мирно почил о Господе в половине шестого утра в полном сознании и памяти. Видевшие преподобного Илариона на смертном одре зрели перед собой пример удивительного смирения, кротости и терпения.
Сегодня день памяти активного участника монархического движения, депутата IV Государственной Думы протоиерея Михаила Владимировича Митроцкого, принявшего мученическую кончину в 1937 г. Он родился 11 августа 1883 г., окончил Холмскую духовную семинарию и в 1908 г. Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Служил законоучителем гимназии, Киевским епархиальным миссионером. Был членом Союза Русского Народа, в 1910 г. избран членом Совета Киевского губернского отдела СРН. В 1912 г. избран депутатом 4-й Государственной Думы от Киевской губернии, стал членом фракции русских националистов, в Думе выступал в защиту прав Русской Православной Церкви и национальных интересов русского народа. Придерживался взглядов, согласно которым единение православного духовенства и патриотически настроенных мирян, т. е. черносотенцев является не преступлением духовенства, а добросовестным исполнением им гражданского долга. Митроцкий был борцом за народную трезвость, редактировал ежемесячный журнал «Отрезвление», издававшийся в Петербурге в 1914 г. В годы Первой мировой войны священник лазарета Госдумы, работавшего на фронте. После раскола фракции русских националистов в августе 1915 г. остался в право-консервативной её части под председательством П.Н.Балашева. Митроцкий был автором представленной Императору Николаю II записки от «православных русских кругов г. Киева» (январь 1917 г.), охарактеризованной Государем как «достойной внимания». В Записке обращалось внимание на преступную антигосударственную деятельность большинства Думы, т. е. Прогрессивного блока, земских и городских союзов, еврейства и «интернациональной прессы», разрушающих престиж власти и Церкви и толкающих страну к революции. «Во имя блага отечества, во имя победы над врагом» Митроцкий просил Государя «поставить Государственную Думу на указанное ей основными законами место» или «по причине её абсолютного нежелания работать в условиях существующего государственного строя» вовсе распустить Думу.
После революции служил в сане протоиерея в Петрограде, преподавал в Петроградском Богословском институте (ПБИ), одновременно руководил миссионерским кружком, после закрытия ПБИ преподавал на Высших богословских курсах. В 1927 г. арестован, узник Соловецкого лагеря (1927−1930). В лагере работал конторщиком (подшивал бумаги). По воспоминаниям писателя О.В. Волкова, отбывавшего заключение в том же лагере, о. Митроцкий являлся на Соловках человеком почти легендарным. «Ни десятилетний срок, ни пройденные испытания не отучили отца Михаила радоваться жизни. Эта его расположенность — видеть её доброе начало — передавалась и его собеседникам: возле него жизнь и впрямь казалась светлее». Удивлял заключенных своим смирением, по-детски непосредственной верой. «Думаю, настало время, — говорил о. Михаил, — когда Русской Православной Церкви нужны исповедники. Через них она очистится и прославится. В этом Промысл Божий. Ниспосланное испытание укрепит веру. Слабые и малодушные отпадут. Зато те, кто останется, будут её опорой, какой были мученики первых веков». 31 декабря 1929 г. перевезён из Соловецкого лагеря в Ленинград для дополнительного дознания о его «контрреволюционной деятельности» (привлечен к т.н. «делу Академии Наук»). 10 мая 1931 г. приговорён к расстрелу, заменённому 10 годами заключения, снова отправлен на Соловки. Далее сведения об о. Михаиле теряются. Известно лишь, что в 1937 г. он проживал у брата священника А.В. Митроцкого в с. Домкино Фировского района Калининской области. В августе 1937 г. был в очередной раз арестован, областная тройка УНКВД 29 сентября 1937 г. приговорила о. Михаила к расстрелу «за антисоветскую агитацию». Вскоре был расстрелян и его брат.
Русская линия