Русская линия
<< Полная сводка новостей от 22 апреля 2024 >>

В Таганроге предложили установить мемориальную доску в честь генерала П.К. Ренненкампфа
С такой инициативой выступили участники научно-практической конференции «Жизнь и судьба генерала П.К. Ренненкампфа. К 110-летию начала Первой мировой войны»

Мемориальная доска генералу Павлу Карловичу Ренненкампфу на здании Краеведческого музея ГусеваПредложение о размещении на доме, в котором проживал генерал Ренненкампф, мемориальной доски, отражено в резолюции, принятой по итогам научно-практической конференции, которая прошла 19 апреля в двусветном зале Дворца Алфераки, сообщает «Таганрогская правда».

Кроме того, звучали предложения также установить мемориальную доску в память генерала А.И. Деникина, который был учеником Ренненкампфа и чей штаб размещался в городе.

Организаторами научного форума выступили Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музея-заповедник и Межрегиональное общественное движение в поддержку возрождения и сохранения исторических традиций «Наследие Империи».

Инициатором проведения конференции и её модератором стала генеральная директриса культурно-исторического фонда «Возрождение Таганрога», депутатка городской Думы, руководительница Таганрогского отделения Межрегионального общественного движения в поддержку возрождения и сохранения исторических традиций «Наследие Империи» Елена Сирота.

Первой собравшихся приветствовала гостеприимная хозяйка красивейшего в Таганроге дворца — заведующая Историко-краеведческим музеем Галина Крупницкая. А первым докладчиком стал приехавший из Москвы профессор МГУТУ им. К.Г. Разумовского Петр Мультатули, открывший малоизвестные страницы истории, рассказавший об усилиях России по недопущению войны вовремя Сараевского кризиса 1914 года.

Вице-президент Скобелевского комитета, издатель книги «Генерал Реннекампф» Александр Алекаев предложил разместить мемориальную доску на стене дома, в котором одно время проживал генерал Ренненкампф, оболганный ещё при жизни, расстрелянный в Таганроге большевиками. Оказывается, такая памятная доска работы ростовского скульптора Дмитрия Лындина уже даже существует.

Павел Карлович фон Ренненкампф родился 17 (по новому стилю — 30) апреля 1854 года. К 170-летию со дня его рождения на могиле этого русского генерала, который не нарушил присягу и остался верен Царю и Отечеству, за что поплатился жизнью, на Старом кладбище Таганрога был установлен памятник — большой каменный крест.

Русская линия


Святейший Патриарх Кирилл назвал многодетные семьи благословением для народа и страны
Предстоятель Русской Православной Церкви приветствовал участников заседания, посвященного 10-летию общественной организации «Объединение многодетных семей города Москвы»

Патриаршие символыМногодетные семьи являются благословением для народа и страны, так как прежде всего именно они берут на себя подвиг рождения и воспитания многих детей, заявил сказал Святейший Патриарх Кирилл в приветствии участникам торжеств, посвященных 10-летию общественной организации «Объединение многодетных семей города Москвы», сообщает Фома.Ru.

«Семья — основа любого общества и крепкая опора государства. В первую очередь, конечно, это относится к многочадной семье, сохраняющей духовные и культурные традиции нашего народа», — сказал Его Святейшество.

Предстоятель Церкви добавил, что «настоящим благословением для народа и страны становятся такие семьи, берущие на себя великий подвиг рождения и воспитания многих детей».

При этом Святейший Патриарх отметил, что Церковь, со своей стороны, «не перестает напоминать о том, что, по Божиему замыслу, семья является не только колыбелью жизни, но и первой школой любви, ответственности и служения ближним».

В связи с этим, подчеркнул Первосвятитель, «особое значение имеет государственная и общественная поддержка многочадных родителей, защита традиционных нравственных ценностей, противостояние разрушительным антисемейным идеологиям».

В завершение Патриарх Кирилл особо отметил, что «семейные общественные объединения могут вносить и уже вносят свой существенный вклад в работу в этом направлении».

Русская линия


Поругание Михаило-Архангельской церкви Читы будет продолжено
Власти региона заявили, что пока не собираются возвращать древний храм Церкви и в нём продолжит находиться музей революционеров-декабристов

Михаило-Архангельская церковь Читы17 апреля 2024 года в правительстве Читинской области состоялось совещание рабочей группы, в котором приняли участие представители краевых властей, регионального министерства культуры, Читинской митрополии и краеведческого музея. Одним из обсуждаемых вопросов заседания стал поиск здания под экспозицию музея и реконструкцию прилегающих к нему территорий, чтобы можно было вернуть древний храм Русской Православной Церкви, сообщает ZAB.RU.

В частности, как сообщает издание, одним из предложений было расселение жилого дом по ул. Селенгинская, 15 и передача его под музей, либо же строительство трехэтажного здания рядом на земельном участке с парковкой. По некоторым данным, стоимость этого проекта превышает полмиллиарда рублей. Тем не менее, власти готовы пойти на это ради музейных работников.

Однако, сами музейщики наотрез отказываются покидать захваченный большевиками и переданный им советскими властями храм. При этом реальных аргументов, кроме повторения мантры, что это не собор, а Музей декабристов, они не приводят. К примеру, в сентябре 2021 года губернатор Забайкальского края Александр Осипов предлагал возобновить в храме богослужения, но и этого достичь не удалось из-за непримиримой позиции музейных чиновников, расположившихся в храме.

Вот и на этот раз в официальном ответе на редакционный запрос портала ZAB.RU за подписью министра развития гражданского общества, муниципальных образований и молодежной политики Забайкальского края Натальи Щербины говорится, что по информации Министерства культуры «передача здания Музея „Церковь декабристов“ в собственность Забайкальской митрополии Русской Православной Церкви (РПЦ) не планируется». «Также не рассматривался вопрос переноса экспозиции».

Это значит, что поругание Михаило-Архангельской церкви Читы, где в 1904 году венчался врач Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (будущий Святитель Лука) и медицинская сестра госпиталя Киевского Красного Креста Анна Ланская, будет продолжено, и музейный работники по-прежнему будут рассказывать в нём о «подвигах» революционеров-декабристов и их мнимом благородстве.

Русская линия


Как в безбожные советские времена
По заданию эстонских властей сотрудники МВД Эстонии будут «обрабатывать» каждого священника ЭПЦ МП, чтобы те предали Матерь-Церковь

Полиция ЭстонииМВД Эстонии будет предлагать приходам Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата свои тридцать сребреников, чтобы те предали Матерь-Церковь и перешли в Эстонскую апостольскую православную церкви (ЭАПЦ), подчиняющейся Константинопольскому Патриарху.

Чиновники Министерства внутренних дел планируют провести встречи с духовенством на приходах Эстонской Православной Церкви, чтобы «убедить» их выйти из состава Московского Патриархата, сообщает СПЖ со ссылкой на сайт ERR.ee.

«Мы уже провели первые встречи и планируем ещё больше расширить эту деятельность на следующей неделе», — сказал вице-канцлер по вопросам народонаселения и гражданского общества МВД Райво Кюйт. По его словам, в настоящее время идет согласование следующих встреч.

Кюйт и советник отдела по делам религий МВД Ринго Рингвеэ объяснили ситуацию так: хотя руководители ЭПЦ МП подтвердили, что они не подчиняются напрямую Московскому Патриархату и не поддерживают декларации Всемирного Русского Народного Собора, они всё же не свободны от влияния Московского Патриархата и должны подчиняться его распоряжениям.

Поэтому МВД предлагает ЭПЦ МП стать «свободной» и разорвать связи с Московским Патриархатом, присоединившись, например, к Эстонской апостольской православной церкви (ЭАПЦ), подчиняющейся Константинопольскому Патриарху. Впрочем, к кому будут присоединяться клирики, предавшие Матерь-Церковь, эстонским властям всё равно, хоть к сектантам, лишь не оставались в составе Эстонской Православной Церкви.

При этом Кюйт снизошёл до верующих и сообщил, что именно чиновники будут приезжать в приходы вместо того, чтобы вызывать представителей храмов в полицию и к властям. В противном случае, это уж слишком было бы похоже на действия безбожных советских властей, а эстонские чиновники не хотят, чтобы их воспринимали именно так.

Впрочем, сути вопроса это не меняет. На духовенство и верующих Эстонской Православной Церкви будет оказываться серьёзное давление, которое в эстонском МВД лицемерно называют «попыткой помочь приходам и церквям найти решение между собой и выступить посредником между ними».

Чиновники МВД признали, что в настоящее время со стороны священнослужителей и прихожан ЭПЦ МП не замечено деятельности, угрожающей безопасности Эстонии, однако, они опасаются, что она появится, если они останутся в составе Московского Патриархата. Поэтому, гонения и давление организуются, что называется, «на всякий случай».

При этом, по признанию Кюйт, «государство не намерено закрывать церкви или препятствовать работе приходов, входящих в состав ЭПЦ МП». Что будет, если «беседы» силовиков с верующими и духовенством не принесут никакого результата, остаётся только догадываться. В Талинне, как известно, уже стартовал процесс разрыва договоров аренды с ЭПЦ МП.

Русская линия


В Санкт-Петербурге прошла конференция «Священномученик Вениамин и сподвижники»
Организатором форума выступило Сообщество ревнителей памяти священномученика митрополита Петроградского Вениамина

Сщмч. Вениамин (Казанский)21 апреля 2024 года в крипте Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга состоялась конференция «Священномученик Вениамин и сподвижники», приуроченная ко дню рождения владыки (17/30 апреля 1873 года), сообщает ИА «Вода живая».

Молебен в нижнем храме священномученика Патриарха Ермогена отслужил председатель приходского совета собора протоиерей Александр Пашков в сослужении игумена Варлаама (Переверзева) и протоиерея Константина Головатского. В алтаре молился епископ Кронштадтский Вениамин.

В конференц-зале епископ Вениамин зачитал приветствие митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия. Затем владыка отметил, что священномученик «не искал своего» (1 Кор. 10:24) и стал примером для многих, он — светильник, который продолжает светить всем. Епископ Вениамин напомнил слова апостола Павла: «Подражайте мне, как я Христу» (1Кор. 4:16). «Так и мы должны подражать священномученику Вениамину в трудах, стремлениях, заботах о спасении. Он не побоялся ничего, сохранил свою веру и принял мученическую кончину», — сказал архипастырь.

Протоиерей Александр Пашков напомнил, что первый вечер памяти митрополита Вениамина прошёл 13 августа 2022 года в Большом зале Филармонии, на нём присутствовал Святейший Патриарх Кирилл, члены Священного Синода, представители общественности и культурного сообщества. «Нынешний вечер — продолжение той встречи. Нужно сделать так, чтобы память о священномученике укреплялась, эта тема должна иметь продолжение», — отметил священник.

Отец Александр заявил, что присутствие епископа Кронштадтского Вениамина на вечере символично, поскольку владыка был пострижен митрополитом Варсонофием в память священномученика митрополита Вениамина.

Ведущая вечера актриса Анна Загребнева напомнила о мероприятиях, организованных Сообществом ревнителей памяти митрополита Вениамина: о праздновании в 2022 году столетия Петроградского процесса, о конференции в Синем зале епархиального управления — бывшей Крестовой митрополичьей церкви, состоявшейся 13 ноября 2023 года.

Протодиакон Владимир Василик в докладе «Поместный Собор и «чудо в Чудовом монастыре» подчеркнул, что митрополит Вениамин был чужд любой партийности, в дни революционных потрясений молился за всех и призывал к этому паству. Владыка участвовал в Поместном Соборе 1917 года. В Петрограде произошла революция, но в столице она была довольно бескровной: погибли несколько человек. Однако в Москве противостояние было кровавым. Против революционеров поднялись юнкера, и с 29 октября (по старому стилю) большевики начали обстрел центра Москвы, в том числе Кремля. В письме владыки Вениамина протоиерею Философу Орнатскому сказано, что стену его комнаты пробили два снаряда, причём он вышел из неё за несколько минут до этого. Стена была разрушена, но икона Богородицы, висевшая на ней, уцелела. Эти события были чудом. Отец Владимир продемонстрировал фотографии разрушенных обстрелом в 1917 году храмов, дворцов и музеев Кремля, рассказал о брошюре «Расстрел Московского Кремля», описывающей ущерб, нанесенный Кремлю красногвардейцами, авторства епископа Камчатского и Петропавловского Нестора (Анисимова, 1885−1962).

Протоиерей Константин Головатский выступил с докладом «Деятельность священномученика Философа Орнатского в Казанском соборе и устроение храма в крипте собора». Святой Иоанн Кронштадтский был духовником отца Философа, кроме того, они состояли в родстве. Отец Философ издавал труды отца Иоанна. В 1890 году отец Философ стал членом Общества распространения религиозно-нравственного просвещения, затем возглавил это общество. По его инициативе построено 12 храмов и множество благотворительных учреждений. Он с 1913 года был настоятелем Казанского собора, принимал участие в помощи фронту, отдал свою квартиру под лазарет для раненых воинов. Был участником Поместного Собора, произнес там речь о необходимости крестных ходов. Сам организовал в январе 1918 года крестные ходы в защиту Александро-Невской лавры от большевиков. Митрополит Вениамин и отец Философ были инициаторами устройства в крипте собора храма священномученика Ермогена. Такое посвящение было уместно в соборе, поскольку Патриарх Ермоген — автор сказания о явлении Казанской иконы Божией Матери. Работы были начаты, но завершения трудов отец Философ не увидел. Устройство храма продолжалось после его мученической кончины. В послереволюционные годы в устройстве этого храма был и практический смысл: собор не отапливался, необходимо было создать нижний теплый храм. Патриарх Тихон приезжал и смотрел за ходом строительства. В январе 1921 года нижний храм был освящен митрополитом Вениамином. Отец Константин коснулся и истории современного восстановления и освящения храма 13 августа 2019 года.

Иерей Виталий Капралов в сообщении «Участник Петроградского процесса архиепископ Венедикт (Плотников)» рассказал о судьбе сподвижника митрополита Вениамина.

Историческим обществом при храме Всех святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших, в поселке Левашово собраны материалы для канонизации владыки. Он был подсудимым на Петроградском процессе, сначала был приговорен к расстрелу, потом расстрел был заменен на тюремное заключение, причем сидел он недолго и был восстановлен в клире Петроградской епархии. Когда начался обновленческий раскол, благодаря епископу Лужскому Мануилу (Лемешевскому) большинство приходов епархии вернулись в лоно патриаршей Церкви. После его ареста владыка Венедикт одновременно управлял Петроградской и Олонецкой епархиями. Был отправлен в ссылку, по возвращении возглавлял последовательно Вологодскую, Новгородскую и Казанскую кафедры. В годы «большого террора» арестован, этапирован в Ленинград. Расстрелян в 1937 году, возможно, покоится на Левашовской пустоши.

Протоиерей Евгений Горянчик выступил с докладом «Свидетельство об опыте веры в подвиге священномученика Вениамина и трудах его последователей». Он напомнил об оратории Михаила Малевича «Страдалец до Голгофы», текстом которой стало предсмертное письмо митрополита Вениамина. Отец Евгений привел слова из этого письма: «Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий, избыточествует и утешение от Бога. Трудно переступить этот Рубикон, границу, и всецело предаться воле Божией. Когда это совершится, тогда человек избыточествует утешением. <…> Страдания достигли своего апогея, но увеличилось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда. Христос наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо..». Отец Евгений отметил, что многие последователи митрополита Вениамина тоже стали мучениками, в том числе — члены Александро-Невского братства. Особенно подробно он рассказал о тайной женской монашеской общине в Петергофе, которую окормлял игумен Варсонофий (Веревкин; 1894−1939). В течение десяти лет сестры жили единой семьей, в 1932 году вместе с духовником были арестованы. По болезни игумен Варсонофий был освобожден из лагеря, проживал в Новгороде. Перед смертью трижды пропел «Аллилуйя», хотя до этого несколько дней не разговаривал. Написал уникальную диссертацию «Учение о молитве по «Добротолюбию», которая в настоящее время издана.

Заслуженный артист России Владимир Миллер в сообщении «К 100-летию кончины: Сергей Михайлович Ляпунов — композитор и подсудимый Петроградского процесса» рассказал, что 8 ноября 2024 года исполнится сто лет со дня смерти Сергея Ляпунова. Революция принесла семье Ляпуновых множество испытаний: в 1920 год умер от сыпного тифа старший сын Юрий, потом на войне погиб сын Андрей. Сам композитор заведовал Певческой капеллой, а также был старостой храма при Консерватории. Когда был издан декрет закрытии домовых церквей, по ходатайству прихожан ее сделали приписной к Никольскому собору и тем самым спасли от закрытия. Когда началась кампания по изъятию церковных ценностей, Сергей Ляпунов и настоятель иерей Анатолий Толстопятов (в дальнейшем — архиепископ Александр; 1878−1945) противодействовали опечатыванию храма. Композитор был подсудимым на Петроградском процессе, но в итоге получил крайне небольшой срок, который фактически уже отбыл, поэтому по окончании процесса вернулся домой. Но по решению суда ему надо было оплатить огромные судебные издержки. Отбыл за границу, чтобы давать концерты как пианист; в оформлении документов ему помог ректор Консерватории композитор Александр Глазунов. Но Сергею Ляпунову не суждено было вернуться из заграничной поездки, он скончался на чужбине. В 1970-е годы его дочери Анастасии удалось приехать в Париж навестить могилу отца. Судьба остальных членов семьи Ляпуновых трагична: сын Борис принял монашество, погиб в лагере, часть семьи погибли в блокаду, часть — в эвакуации. Из семерых детей только Анастасия прожила долгую жизнь, работала в Публичной библиотеке, собирала материалы о своем отце. Ее потомки живут в Санкт-Петербурге.

Член Сообщества ревнителей памяти митрополита Вениамина Анастасия Гурьева объявила о конкурсе исследовательских работ, посвященных владыке Вениамину, в котором могут принять участие все желающие — его условия представлены в группе сообщества «ВКонтакте».

Адвокат Артем Баконин рассказал, что изучил все 27 томов уголовного дела «О сопротивлении изъятию церковных ценностей» и может с уверенностью сказать, что ничего общего с правом этот процесс не имеет, напротив, наблюдались грубые нарушения закона. Составлен аналитический обзор, на основе которого готовится обращение в Следственный комитет по факту убийства четверых человек — митрополита Вениамина, архимандрита Сергия (Шеина), Ивана Ковшарова и Юрия Новицкого. Начинается работа по отысканию их останков.

Композитор Михаил Малевич, автор оратории «Страдалец до Голгофы», в докладе «Забытая партитура «Богородице, Дево..» рассказал о произведении Сергея Ляпунова, написанном во время Петроградского процесса. О существовании партитуры Ляпунова, а также об его участии в Петроградском процессе до определенного времени было известно только специалистам. Оригинал партитуры хранится в РНБ. В настоящее время ноты изданы в реконструкции Михаила Малевича.

Прозвучал в записи фрагмент произведения Ляпунова в исполнении оркестра Филармонии под управлением Михаила Голикова. Молодежный хор Казанского собора исполнил песнопение Сергея Ляпунова «Богородице, Дево..», а также тропарь священномученику Вениамину. В составе хора были протоиерей Константин Головатский и Владимир Миллер.

Встречу транслировал телеканал «Союз».

Русская линия


Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти выдающихся русских государственных деятелей — адмирала А.С.Шишкова и генерал-аншефа А.И.Бибикова

Александр Семенович ШишковАлександр Семенович Шишков родился 19 марта 1754 г. Образование получил в Морском кадетском корпусе, в 1771 г. произведен в гардемарины. В 1776 г. совершил трехлетнее плавание на фрегате «Северный Орел», участвовал в Русско-шведской войне 1788−90 гг. Преподавал морскую тактику в родном корпусе, в 1793 г. издал перевод «Морской тактики», за что удостоитлся похвалы генерал-адмирала наследника престола великого князя Павла Петровича, который по восшествию на престол произвел его в генерал-адъютанты. Уже в молодые годы начал заниматься литературными трудами и изучением церковнославянского языка. В 1796 г. избран членом Академии наук, боролся за чистоту русского языка, против литературных новшеств, а особенно против источника этих новшеств — подражания французам. В своих трактатах «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка» (1803), «Рассуждение о красноречии Святого Писания» (1810) и других отстаивал идею тождества церковнославянского и русского языка. Его «Рассуждение о старом и новом слоге» удостоилось одобрения Государя Александра I. С 1807 г. начались частные собрания литераторов — единомышленников Шишкова, которые в 1810 г. стали публичными под наименованием «Беседы любителей русского слова». Целью «Беседы» было укрепление в русском обществе патриотического чувства при помощи русского языка и словесности.

В 1811 г. Шишков опубликовал знаменитое «Рассуждение о любви к отечеству». Император Александр I, прочитав трактат, сказал автору: «Я читал рассуждение ваше о любви к отечеству. Имея таковые чувства, вы можете быть ему полезны». Шишков был назначен государственным секретарем на место удаленного масона Сперанского. Во время Отечественной войны Шишков постоянно сопровождал Государя, писал проекты всех важнейших приказов и рескриптов, которые так вдохновляли армию и общество в годину тяжких испытаний. По окончании войны он был пожалован орденом Александра Невского, причем в Высочайшем рескрипте было сказано: «За примерную любовь к отечеству». Во время заграничного похода Шишков установил связи с западнославянскими учеными (именно Шишков первым получил прозвище славянофил). В 1813 г. назначен президентом Российской Академии наук, а в 1814 г. — членом Государственного Совета. В этот период проявил себя как идеолог русского патриотизма, как видный деятель «русской партии», которая повела непримиримую борьбу против всесильного министра народного просвещения князя А.Н.Голицына, превратившего, по слову Шишкова, «все училища в школы разврата». Борьба эта завершилась победой, и 15 мая 1824 г. Шишков был назначен министром народного просвещения и главноуправляющим делами иностранных исповеданий вместо Голицына. Шишков сразу заявил, что министерство должно прежде всего оберегать юношество от заразы «лжемудрыми умствованиями, ветротленными мечтаниями, пухлой гордостью и пагубным самолюбием». Была усилена цензура, для чего был издан новый Цензурный устав в 1826 г., начались гонения против рассадников экуменизма Библейских обществ, за распространение «карбонарских и революционных книг» 25 апреля 1828 г. он был уволен от должности министра «по преклонности лет и по расстроенному здоровью» с оставлением в должности члена государственного совета и президента Российской Академии наук. Скончался А. С. Шишков 9 апреля 1841 г.

Александр Ильич БибиковСегодня также день памяти видного государственного и военного деятеля генерал-аншефа Александра Ильича Бибикова, скончавшегося 9 апреля 1774 года.

Он родился 30 мая 1729 г. в Москве в семье генерал-поручика, начальника Тульского оружейного завода и принадлежал к старинному мелкопоместному дворянскому роду. Начав военную службу прапорщиком в 1746 г., Бибиков скоро выдвинулся благодаря хорошему знанию военно-инженерного дела, дисциплинированности и исполнительности. Усовершенствовав свое военное образование в Европе, Бибиков вскоре отличился во время Семилетней войны, успешно командуя полком в сражениях при Цорндорфе и под Кольбергом, за что получил чин генерал-майора.

В 1767 г. по предложению Императрицы Екатерины II Бибиков был избран маршалом (председателем) Комиссии для сочинения нового Уложения и последовательно проводил волю Государыни на заседаниях ее Большого собрания. В 1771−73 Бибиков руководил действиями Русских войск против польских конфедератов, стремясь к скорейшему прекращению войны, и участвовал в дипломатических переговорах с Австрией и Пруссией о первом разделе Польши, считая при этом сам раздел политической ошибкой. В 1773 г. он возглавил группировку русских войск, которая должна была усилить армию П.А.Румянцева на Дунае, но вместо этого был назначен командующим войсками, направленными на подавление восстания Пугачева. Действуя энергично и решительно, Бибиков организовал дворянское ополчение, сумел добиться снятия осады с Уфы и Оренбурга, освобождения Челябинска, Екатеринбурга и Кунгура. При этом Бибиков не только боролся с мятежом, но и приводил в порядок местную администрацию. В ходе этой экспедиции, находясь в Бугульме, Бибиков и скончался. Пожалование генерал-аншефом и кавалером ордена Св. Андрея Первозванного не застало его в живых. Изветный русский поэт Г. Р.Державин откликнулся на смерть Бибикова стихотворением, в котором славил здравый ум, добродетель и «искренность души его». По общему свидетельству современников, Бибиков соединял блестящие военные и административные способности, большой дипломатический такт с независимостью убеждений и неподкупной честностью.

Русская линия


<< Полная сводка новостей от 22 апреля 2024 >>

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика