Владимир Легойда: ПАСЕ с некоторых пор существует в особой политической реальности, которая не слишком сильно связана со здравым смыслом
В Русской Православной Церкви прокомментировали русофобские и антицерковные выпады со стороны европейских депутатов
17 апреля 2024 года Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию с характерным названием «Смерть Алексея Навального* и необходимость противостоять тоталитарному режиму Владимира Путина и его войне с демократией». Данный документ изобилует русофобскими высказываниями и содержит в себе грубые выпады против Русской Православной Церкви и лично Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
В резолюции, в частности, говорится:
«Иерархия Русской Православной Церкви Московского Патриархата, включая Патриарха Кирилла, отстаивает идеологию «русского мира», объявляя войну против Украины и «сатанинского» Запада «священной войной всех русских», призывая православных верующих жертвовать собой ради своей страны. Ассамблея потрясена таким надругательством над религией и искажением христианской православной традиции режимом Владимира Путина и его ставленниками в иерархии Московского Патриархата.
Ассамблея осуждает подобную риторику и подчеркивает, что подстрекательство к совершению преступлений агрессии, геноцида и военных преступлений само по себе является преступлением. Ассамблея призывает все государства относиться к Патриарху Кириллу и русской православной иерархии как к идеологическому продолжению режима Владимира Путина, причастному к военным преступлениям и преступлениям против человечности, совершаемым от имени Российской Федерации и идеологии «русского мира»".
Комментируя принятие данного документа, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда в своём Телеграм-канале обратил внимание, что «Парламентская ассамблея Совета Европы с некоторых пор существует в особой политической реальности, которая не слишком сильно связана с действующим международным правом, а порой и со здравым смыслом».
При этом он заявил, что принятая ПАСЕ резолюция «изумляет нескрываемой ненавистью помноженной на юридическую несостоятельность».
«Итак, ПАСЕ «призывает государства-члены и наблюдатели Совета Европы, а также Европейский Союз признать, что Русская Православная Церковь фактически используется кремлевским режимом в качестве инструмента российского влияния и пропаганды и не имеет ничего общего со свободой вероисповедания и свободой выражения мнений, гарантированную статьей 18 Международного пакта о гражданских и политических правах», — продолжил Владимир Легойда.
Стоило бы напомнить авторам этого опуса, которые, вероятнее всего, не получали никакого фундаментального образования, что никакая организация не может лишить религиозной свободы миллионы верующих людей, исповедующих свою веру и объединенных принадлежностью к одной Церкви. Даже если их позиция чужда какой-то группе лиц, объединенных в квази-религиозную секту ненавистников Русского Православия, которая называет себя Ассамблеей.
Но даже если они решили это сделать, то они не имеют никакого права ссылаться на Международный пакт о гражданских и политических правах, не региональный как сам Совет Европы (из которого Россия вышла, кстати), а универсальный документ по правам человека, относящийся к системе ООН. А в ООН, как известно, всё ещё мало государств, которые считают себя в праве росчерком пера лишать миллионы верующих религиозной свободы".
* Лицо, внесенное Росфинмониторингом в перечень террористов и экстремистов.
Русская линия
Иерусалимский Патриарх Феофил принял начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме
Глава Иерусалимского Патриархата и архимандрит Вассиан (Змеев) обсудили совместные планы по подготовке к встрече Благодатного огня в Великую субботу
17 апреля 2024 года начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Вассиан (Змеев) в сопровождении своего заместителя игумена Никона (Головко) посетил Иерусалимскую Патриархию, где был тепло принят Блаженнейшим Патриархом Святого града Иерусалима и всей Палестины Феофилом III, сообщает сайт Русской духовной миссии в Иерусалиме.
Архимандрит Вассиан выразил сердечную благодарность Его Блаженству за отеческую заботу о Русской духовной миссии в целом и за его благословение, преподанное иерархам Иерусалимской Православной Церкви архиепископу Герасскому Феофану и архиепископу Иерапольскому Исидору с духовенством Святогробского братства, принявшим участие в богослужениях праздника «Целования» в Горненском женском монастыре в Эйн-Кареме.
Затем в ходе состоявшейся беседы представители Русской Православной Церкви обсудили с Иерусалимским Патриархом Феофилом совместные планы по подготовке к встрече Благодатного огня в Великую субботу и празднованию в Иерусалиме Светлой Пасхи Христовой.
Русская линия
В Псково-Печерской обители встретили нового игумена архиепископа Матфея (Копылова)
Синод направил владыку в Псков с поручением ведения и контроля ремонтно-реставрационных работ Псковской обители, а также проектов Псковской епархии
18 апреля 2024 года в Псково-Печерский монастырь прибыл архиепископ Печерский Матфей, викарий Псковской епархии, назначенный Священным Синодом Русской Православной Церкви игуменом святой обители. Высокопреосвященнейшего Владыку встречали благочинный монастыря иеромонах Прохор (Андрейчук) с братией, сообщает сайт Псковской обители.
В Успенском соборе вместе с главой Псковской митрополии митрополитом Псковским и Порховским Арсением новоназначенный игумен поклонился пребывающим там святыням. Затем викарного владыку поприветствовал митрополит Арсений и пожелал новому игумену Псково-Печерской обители всеблагой помощи Божией.
В свою очередь, архиепископ Матфей поблагодарил Владыку Арсения и братию за тёплую встречу, и особо отметил своё упование на милость Пресвятой Богородицы в деле управления Её святой обителью.
Архиепископ Матфей родился 5 июля 1979 г. в г. Перми. Крещен в отрочестве. Окончил 9 классов средней школы № 8 г. Перми. В 1994—1997 гг. обучался в профессиональном училище № 19 г. Перми.
В 1997 г. поступил на химико-технологический факультет Пермского государственного технического университета по специальности «Машины и аппараты промышленных производств и строительных материалов». По окончании 3 курса перевелся на заочное отделение. В январе 2002 г. со степенью бакалавра защитил дипломную работу по направлению «Технологические машины и оборудование».
С апреля 2002 г. — насельник Михайло-Архангельского мужского монастыря с. Козиха Новосибирской обл. В обители проходил различные послушания, связанные со строительством Троице-Владимирского собора на подворье в г. Новосибирске. С июня 2003 г. — регент монастырского братского хора, с апреля 2008 г. по апрель 2011 г. — благочинный подворья.
31 марта 2006 г. наместником монастыря игуменом Артемием (Снигуром) пострижен в монашество с наречением имени Матфей в честь святого апостола и евангелиста Матфея.
В 2002—2007 гг. обучался в Томской духовной семинарии (заочно).
17 июня 2007 г. архиепископом Новосибирским и Бердским Тихоном рукоположен в сан иеродиакона, 5 апреля 2009 г. — в сан иеромонаха.
В июне 2010 г. назначен преподавателем церковного пения в Новосибирской духовной семинарии.
В апреле 2011 г. для дальнейшего несения церковного послушания переведен в клир Петропавловской и Камчатской епархии. 11 июня 2011 г. назначен на должность секретаря епархиального управления. С января 2012 г. — руководитель епархиального архитектурно-строительного отдела. В марте 2013 г. избран председателем Совета Фонда им. митрополита Нестора (Анисимова) в поддержку строительства храмов в Камчатском крае.
С 2012 г. — член Общественного совета при Управлении Росреестра по Камчатскому краю.
В 2009—2015 гг. обучался в Московской духовной академии (заочно). Защитил дипломную работу по теме «Гонения на Церковь в г. Кунгуре и Кунгурском благочинии Пермской епархии 1917−1941 гг.».
Решением Священного Синода от 24 декабря 2015 г. (журнал № 99) избран епископом Анадырским и Чукотским.
25 декабря 2015 г. управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием возведен в сан архимандрита.
Наречен во епископа 26 декабря 2015 г. в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве. Хиротонисан 3 января 2016 г. за Божественной литургией в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 20 сентября 2016 г. назначен настоятелем храма иконы Божией Матери «Знамение» в Кунцеве г. Москвы.
4 декабря 2017 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан архиепископа.
Решением Священного Синода от 14 июля 2018 г. (журнал № 50) назначен викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Егорьевский».
Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 27 июля 2018 г. назначен управляющим Северо-Восточным и Западным викариатствами г. Москвы. Также Патриаршим указом от 27 июля освобожден от должности настоятеля храма иконы Божией Матери «Знамение» в Кунцеве и назначен настоятелем храма Живоначальной Троицы в Свиблове г. Москвы.
Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 11 июня 2019 г. освобожден от управления Западным викариатством г. Москвы. Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 16 июля 2019 г. в дополнение к несомым послушаниям назначен управляющим Юго-Восточным викариатством г. Москвы.
Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 1 мая 2020 г. в дополнение к несомым послушаниям назначен временно исполняющим обязанности настоятеля храмов Патриаршего подворья Николо-Перервинского монастыря г. Москвы.
Решением Священного Синода от 24 августа 2023 г. (журнал № 54) назначен председателем Комиссии Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь.
Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 30 августа 2023 г. в дополнение к несомым послушаниям назначен управляющим Северным викариатством г. Москвы.
Решением Священного Синода от 10 апреля 2024 г. (журнал № 39) назначен викарием Псковской епархии с титулом «Печерский», с освобождением от управления Северным, Северо-Восточным и Юго-Восточным викариатствами г. Москвы. Назначен на должность игумена Успенского Псково-Печерского монастыря с поручением ведения и контроля ремонтно-реставрационных работ означенной обители, а также реставрационных и образовательных проектов Псковской епархии.
Русская линия
Всемирный совет церквей может принять в свой состав украинских раскольников
Данный факт ставит вопрос о целесообразности дальнейшего нахождения Русской Православной Церкви в этой организации
10 апреля 2024 года по приглашению Генерального секретаря Всемирного совета церквей профессора Джерри Пиллэя глава «ПЦУ» Епифаний Думенко посетил штаб-квартиру ВСЦ, сообщает Телеграм-канал «Правблог».
Как отметил Пиллэй, встреча с главой украинских раскольников была «очень информативной и познавательной». «Меня глубоко впечатлили стремления „ПЦУ“ внести вклад в прекращение войны, поддержать диалог и найти решения, способствующие хорошим отношениям на всех уровнях, несмотря на текущие проблемы, в том числе между церквями. Мы обсудили потенциальные будущие шаги и планируем действовать как можно быстрее», — подчеркнул представитель ВСЦ.
Также стоит отметить, что Думенко провел консультации с сотрудниками Всемирного совета церквей, которые отвечают за вопросы межконфессиональных отношений и процедуру обретения членства в ВСЦ.
В 2023 году Всемирный совет церквей заявил о своей готовности оказать посредническую помощь в «урегулировании конфликтов» между УПЦ и «ПЦУ», однако приём Думенко в Женеве говорит о том, что ВСУ неформально одобряет агрессивные действия украинских раскольников против Украинской Православной Церкви.
В этих условиях возникает вопрос о целесообразности дальнейшего нахождения в этой организации Русской Православной Церкви.
«Выходить из ВСЦ нужно было ещё вчера. Был в Карлсруэ на последней конференции в составе официальной делегации РПЦ. Кроме обвинений из уст президента Германии Штайнмайера, что делегации из России „здесь не место“ и т. д., ничего позитивного не услышал», — прокомментировал данную новость в своём Телеграм-канале находящийся на покое митрополит Леонид (Горбачев).
Русская линия
Лаури Ляэнеметс заявил, что его не так поняли. Но на самом деле он сам ничего не понимает
Глава МВД Эстонии заявил, что эстонские власти не планируют признавать Русскую Православную Церковь «террористической организацией»
Министр внутренних дел Эстонии Лаури Ляэнеметс, который совсем недавно выступил с предложением признать Русскую Православную Церковь «террористической организацией», похоже, осознал, какую глупость он озвучил, и решил сделать шаг назад, заявив, что таких намерений у правительства Эстонии на самом деле нет. Одновременно он продолжил высказываться «за разрыв связей между Эстонской Православной Церковью Московского Патриархата и Русской Православной Церковью», сообщает ТАСС.
«Нет, такой позиции нет, никто не хочет объявлять Русскую Православной Церковь террористической организацией», — указал он на правительственной пресс-конференции.
В то же время министр выразил «пожелание правительства» о прекращении связей между ЭПЦ МП и РПЦ путём исключения упоминания Московского Патриархата из Устава ЭПЦ, что, по его словам, станет лишь «формальностью по нашей [эстонской] правовой системе». В кабмине рассчитывают, что также будет разорвана связь с Русской Православной Церковью в каноническом (религиозном) смысле. «Наше ожидание состоит в том, чтобы подчинение Москве прекратилось», — отметил Ляэнеметс, очевидно, не понимая, во что он лезет.
Как указал Ляэнеметс, правительство республики находится «в контакте с руководством ЭПЦ, объясняет ситуацию» и указывает на «угрозы безопасности, исходящие от РПЦ». При этом он утверждал, что никто «не собирается у ЭПЦ отбирать здания, а посещать приходы можно спокойно».
Надо ли говорить, что новые заявления Ляэнеметса лишь обнажили полную глупость и церковное невежество эстонских чиновников, меряющих церковную жизнь своими партийными представлениями. Глава МВД Эстонии не может понять, что канонические связи в Православии существуют даже между автокефальными Поместными Православными Церквами, что уж говорить о Матери-Церкви и её епархиях, пусть и имеющих право самоуправления.
За каждой Божественной литургией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла поминают все Предстоятели Поместных Церквей, включая Константинопольского Патриарха Варфоломея, и даже раскольник Епифаний Думенко, возомнивший себя главой Украинской Православной Церкви, поминает нашего Святейшего. Поэтому заявления Ляэнеметса о разрыве канонических связей Эстонской Православной Церкви с Московским Патриархатом — это просто абсурд.
Что же касается формальных вещей и Устава ЭПЦ МП, то возникает вопрос: как эстонские власти собираются этого добиваться? Гонениями? Но в условиях гонений формальные бумажки и госрегистрация для верующего человека мало, что значит. Куда важнее, кого поминают в православных храмах за Литургией, а не то, что записали в Уставе под угрозами властей. Да и сами гонения способны лишь укрепить Церковь Христову и её духовные и канонические связи. «Кровь мучеников — семя христианства» — сказал ещё во II веке великий христианский учитель Тертуллиан.
Русская линия
Этот день в Русской истории
Сегодня мы вспоминаем годовщину «Ледового побоища», а также чтим память адмирала Д.Н.Сенявина и консервативного публициста С.Н.Глинки
«Ледовое побоище» — под таким названием вошло в историю сражение, которое состоялось 5 апреля 1242 г. В этот день Св. блгв. Великий Князь Александр Ярославич Невский разгромил войско немецких рыцарей на льду Чудского озера. Сражение состоялось в день праздника Похвалы Пресвятой Богородицы.
Александр Невский расположил русскую рать в узкой южной части Чудского озера юго-западнее озера Вороний Камень и навязал врагу сражение в избранном месте, прикрывавшем пути на Великий Новгород и Псков. Войско противника — ливонские рыцари, рыцари и кнехты Дерптского и других епископств, датские крестоносцы — выстроилось «клином».
Александр, ударив по неприятелю сбоку, смешал их ряды и разгромил. Русские войска одержали решительную победу: было убито 400 рыцарей и взято в плен 50, гораздо больше пало на поле сражения кнехтов, а также воинов из чуди и эстов. Разбитые рыцари бежали на запад; русские воины преследовали их по льду озера.
Немцы вынуждены были отказаться от всех завоеваний в пределах коренных русских земель. На льду Чудского озера героические русские воины «остановили надвигавшуюся на Русь волну немецко-рыцарской агрессии, остановили многовековой немецко-рыцарский Drang nach Osten, приведший ранее к покорению и порабощению ряда народов Центральной и Восточной Европы». Победа Александра Невского навсегда спасла северные исконные русские области от вторжения католицизма.
Решающий удар, нанесенный крестоносцам русскими войсками, отозвался во всей Прибалтике, потряс до основания Ливонский орден. Только вмешательство немецких правителей, папской курии, а также отсутствие единства среди русских князей спасли захватчиков от полного разгрома. В 1253 г. крестоносцам удалось подавить восстание пруссов и основать на побережье крепость Кёнигсберг, закрыв устье реки Преголи.
Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Канон святому составлен тогда же владимирским иноком Михаилом.
Сегодня мы также чтим память выдающегося русского флотоводца и дипломата адмирала Дмитрия Николаевича Сенявина.
Он родился 6 августа 1763 г. в селе Комлево Боровского уезда Калужской губернии. Окончив Морской шляхетный кадетский корпус, Сенявин в 1777 г. был произведен в гардемарины. В 1782 г. подающего надежды офицера назначили на средиземноморскую эскадру, но перед выходом вместе с 15 другими мичманами откомандировали на Азовскую флотилию. В 1786 г. офицера назначили командиром пакетбота «Карабут», доставлявшего в Константинополь дипломатическую почту для российского посла в Турции. Положение командира специального судна связывало его с князем Г. А.Потемкиным, который вскоре включил опытного моряка в свою свиту, сделав офицером по особым поручениям и своим генеральс-адъютантом.
В годы очередной Русско-турецкой войны, в 1789 г. Сенявин, командуя кораблем «Полоцк» и отрядом вооруженных судов, уничтожил у берегов Анатолии 11 турецких транспортов, нападал на турецкие порты, сжег склад на берегу, взял пленных, за что получил орден Св. Георгия 4-й степени. А в марте следующего года Сенявина в сражении при Калиакрии, по словам святого праведного адмирала Ф.Ф.Ушакова, вновь «оказал храбрость и мужество». В составе эскадры Ушакова Сенявин участвовал во всех боевых действиях на Средиземном море. За взятие крепости Св. Мавры он получил орден Св. Анны 2-й степени. «Св. Петр» обстреливал одну из батарей острова Видо при взятии Корфу. После возвращения эскадры на Родину Сенявин в 1800 г. был произведен в капитаны генерал-майорского ранга и возглавлял Херсонское адмиралтейство и порт, затем получил чин контр-адмирала и был переведен главным командиром порта в Севастополь.
С началом войны против Франции осенью 1805 г. Сенявин во главе эскадры отправился на защиту Ионических островов на Корфу, став главнокомандующим всеми русскими силами в Средиземном море. Вице-адмирал активными действиями против французов помешал им захватить Бокка-ди-Катарро и Ионические острова. Особенно ярко флотоводческий талант Сенявина проявился во время Второй Архипелагской экспедиции 1807 г., когда русская эскадра разгромила турецкий флот в Дарданельском и Афонском сражениях.
Однако в силу ряда причин талантливый флотоводец попал в опалу при Императоре Александре I и только когда на престол взошел Государь Николай I, о заслугах моряка вспомнили вновь. Царь назначил Сенявина своим генерал-адъютантом, наградил орденом Св. Александра Невского, выдал пособие в 36 тыс. рублей и назначил сенатором. В августе 1826 г. Сенявина произвели в адмиралы. Он доставил на Средиземное море эскадру Л.П.Гейдена, которая отличилась в Наваринском сражении. За победу при Наварине адмирал получил алмазные знаки ордена Св. Александра Невского.
В 1830 г. адмирал тяжело заболел и вынужден был уйти в отставку. Скончался он в 1831 году. Император организовал торжественное погребение Сенявина в Свято-Духовской церкви Александро-Невской лавры и лично командовал выделенными войсками.
Сегодня мы также вспоминаем консервативного литератора и журналиста Сергея Николаевича Глинку, скончавшегося в 1847 г.
Он родился 5 июля 1776 в селе Сутоки Смоленской губернии в патриархальной дворянской семье. Окончив Сухопутный шляхетский корпусе, он до 1800 г. служил в гвардии, а затем вышел в отставку в чине майора. Некоторое время Глинка работал в театре в звании «переводчика и сочинителя», став автором ряда драм и опер патриотического содержания. Под впечатлением позорного для России Тильзитского мира 1807 г. Глинка приступил в 1808 г. к изданию журнала «Русский вестник», в котором выразились основные идеи национально-консервативного направления того времени.
Журналист стремился пробудить в обществе интерес к отечественной культуре и истории, критиковал русское дворянство за галломанию, ратовал за «русское воспитание». Отечественная война 1812 г. стала временем наибольшей популярности Глинки и его журнала. За «любовь к отечеству», «доказанную сочинениями и деяниями», литератор был награжден орденом Св. Владимира 4-й степени и по повелению Императора Александра I получил 300 тысяч рублей на издательскую деятельность, которые он вернул в казну по окончании кампании.
В 1816 г. Глинка начал публиковать свою «Русскую историю в пользу семейного воспитания», имевшую определенный успех в свое время, но враждебно встреченную историками за свою излишнюю мифологизированность. Однако литератора поддержали такие известные консервативные деятели как А.С.Шишков и Н.М.Карамзин, который находил, что «Русская история» Глинки «по изложению происшествий и по нравственной цели заслуживает быть классической книгой». В «Русской истории» Глинки в полной мере проявились его «русскость», национализм и монархизм. Его общественно-политические и философские взгляды базировались на христианском миропонимании, которое предполагало жесткое следование принципам православной морали. Глинка выдвинул триединую формулу «Бог. Вера. Отечество». «Записки» Глинки, которые публиковались частями с 1830-х гг. по праву считаются одним из лучших мемуарных произведений того времени.
В этот день, 5 апреля 1797 г., Государь Император Павел I Петрович опубликовал Закон о престолонаследии и Учреждение об Императорской Фамилии. Это произошло в день священного коронования Государя. До тех пор вопросы престолонаследия регулировались указом Петра Великого, который был издан в 1722 г. и давал монарху право самому выбирать себе наследника. Новый закон призван был устранить недостатки Петровского указа, дабы теперь «Наследник был назначен всегда законом самим» и «дабы не было ни малейшего сомнения, кому наследовать». Закон устанавливал порядок наследования престола от отца к сыну в порядке старшинства. «Учреждение об Императорской Фамилии» определяло ее состав и очередность в праве на Престол. Устанавливались титулы: Наследник Престола, Великий Князь, Князь Императорской Крови, определялись размеры содержания для членов Императорского Дома. В Законе и Учреждении впервые вводилось понятие равнородности брака. Основным требованием Закона о Престолонаследии было обязательная принадлежность Российского Государя к Православной Церкви.
В этот же день 5 апреля 1909 г. в Москве был торжественно освящен Храм-памятник русской народной скорби на Ходынском поле, построенный для увековечения памяти Великого Князя Сергея Александровича и всех жертв революционного террора и освященный во имя Ватопедской иконы Божией матери, именуемой «Отрада и Утешение». Храм был построен по инициативе и на средства участника монархического движения предпринимателя И.А.Колесникова, который таким образом хотел отблагодарить воинов, защитивших Москву в декабре 1905 г. (им в «отраду» и в «утешение»), и почтить память всех царских слуг, павших жертвами террора, в особенности московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича. Предполагалось, что прихожанами храма будут расквартированные рядом казаки 1-го Донского казачьего генералиссимуса Суворова полка и солдаты 1-й Гренадерской графа Брюса артиллерийской бригады. Закладка храма состоялась 29 апреля 1907 г., в день рождения великого князя Сергея Александровича, в торжестве приняли участие делегаты 4-го монархического съезда, проходившего в эти дни в Москве. Храм был построен в византийском стиле по проекту архитектора В.Д.Адамовича, по внешнему виду напоминал церковь Двенадцати Апостолов в Солуни. Главной достопримечательностью храма были мемориальные доски из белого мрамора с именами должностных лиц, крамолой убиенных в 1904−07 гг. Они располагались по внутренним стенам церкви, а над ними крупными буквами было начертано «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». Этот скорбный синодик открывало имя великого князя Сергея Александровича, для поминовения были также вписаны имена царских слуг, павших от рук террористов: 52 офицеров и 258 солдат, 6 казачьих офицеров и 79 казаков, 2 адмиралов, 27 флотских офицеров и 6 матросов, а также 1413 гражданских лиц и чинов полиции, в т. ч. 40 высших должностных лиц.
Русская линия